Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя. — Фридрих Хеббель — немецкий драматург

О связи между бесстрашием и склонностью к сочувствию, агрессивностью детей

В результате недавно проведенного исследования (Израиль, Университет Хайфы, педагогический факультет) установлено, что для детей дошкольного возраста, демонстрирующих бесстрашие в поведении, в меньшей мере характерны проявления сочувствия и в большей мере – агрессии в отношении сверстников.

По словам доктора Инбаля Кивенсон-Барона (автора исследований, которые легли в основу его докторской диссертации), итоги этой научной работы демонстрируют, что снижение уровня возникновения страха у детей, отраженное в их поведении может быть обусловлено генетическими и неврологическими факторами. В дошкольном возрасте, проявления бесстрашного поведения в меньшей степени зависят от характеристик образовательных стандартов или конкретных методик воспитания.

Целью исследования (научный руководитель – профессор Офра Мейзелесс) было получение ответа на вопрос о связи поведения детей с пониженным порогом страха (возрастная категория – 3-4 года) и их конкретных характеристик (физиологических, социально-эмоциональных).  Также изучались другие аспекты (благополучие семьи, ее социально-экономический статус, практика воспитания, количество детей в семье, проч.) потенциально способные стать факторами возникновения бесстрашного поведения.

Для проведения исследовательских работ была выбрана группа из 80-ти детей от 3 до 4 лет. В сферу наблюдения были включены также педагоги и родители. В качестве информации для анализа, помимо непосредственных результатов наблюдений в семьях, дошкольных учреждениях и в лабораторных условиях, были использованы сведения, полученные от родителей и учителей. По ходу исследования выявлялись дети склонные к бесстрашному поведению; далее они тщательно изучались в социально-эмоциональном плане. Для подтверждения стойкости тенденции к бесстрашному поведению мониторинг производился утром и вечером.

О конкретных результатах. Прежде всего, дети с пониженным порогом страха характеризовались относительно пониженной частотой сердечного ритма. Далее, в результате оценки взаимной связи бесстрашного поведения и социальных характеристик выяснилось, что дети с наименьшим порогом страха проявляли в меньшей степени сочувствие к ровесникам. Они, кроме того, имели определенные проблемы в процессе идентификации выражения лица испуганного человека, тогда как другие эмоции, отраженные в лицевой мимике (удивление, печаль, ярость, удовлетворение и др.), определялись ими без особых затруднений. Бесстрашные дети также характеризовались повышенным уровнем общей агрессии. Среди распространенных ее проявлений были обман сверстников с корыстной целью, недостаточная глубина эмоциональных реакций, отсутствие чувства вины, сожаления по поводу совершения ими неблаговидных (с точки зрения окружающих) действий.

Ученых заинтересовал тот факт, что дети с пониженным порогом страха при их склонности к социально неприемлемым действиям не отличаются недостаточной общительностью. Они охотно контактируют с ровесниками и взрослыми, нередко проявляют дружелюбие, улыбаются. При этом, такие дети не догадываются, что их товарищ грустный или расстроенный; у них не возникает особого желания исправить эту ситуацию, каким-то образом помочь. По мнению доктора Кивенсон-Барона, бесстрашное поведение – не такое уж однозначное явление со своими позитивными и негативными сторонами.

В итоге он делает следующее заключение. Имеется выраженная связь между бесстрашным поведением и генетическими, неврологическими данными. Следовательно, возникает необходимость отыскать максимально эффективные воспитательные методики (для учреждений дошкольного образования и для семьи) с целью помочь детям с такими проблемами развить в себе способности идентифицировать социальные нормы и осознать их важность. Социум должен определить набор оптимальных стимулирующих воздействий. Такие стимулы вполне найдутся и в семье, и в дошкольном учреждении; их необходимо задействовать для пробуждения в ребенке эмоций, развивающих эмпатию по отношению к окружающим и для того, чтобы он отказался от агрессивных проявлений.

06/12/2011  |  -Только факты
Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:



Добавить комментарий

Комментарий будет добавлен после проверки модератором


Subscribe without commenting

Наверх