Мечта не дается человеку без силы сделать ее реальностью. — Ричард Бах — писатель

Неожиданный вывод психологов: отвлечение внимания полезно для учебы

Каждому с раннего возраста известно: лучший способ что-либо выучить — уединиться в тихой комнате, где никто не будет мешать и полностью сосредоточиться на задании. Это верно, но не для всех ситуаций. В некоторых случаях отвлечься можно и с пользой. Например, если вы знаете, что во время экзамена будут отвлекающие факторы, то и готовиться к нему лучше в похожих условиях, когда нужно отвлекаться на подобные вещи. Давайте посмотрим, что же говорят об этом ученые.

отвлечение внимания

Голос науки

Исследование на эту тему началось довольно давно. В 1999 году состоялся эксперимент, в котором приняли участие 40 студентов. Их просили прочитать определенный текст и затем выполнить письменный тест. Половина группы читала текст в тихой комнате, другая половина — в шумной. Затем обе группы прошли два теста. Один тест писался в тишине, второй — с различными отвлекающими факторами. Результат оказался следующим: студенты, которые изучали текст в тишине, лучше написали тест тоже в тишине. Студенты, читавшие статью в шумной комнате, показали более высокий результат с тестом в таких же шумных условиях.

Другой интересный эксперимент был проведен среди аквалангистов. Их просили учить слова во время ныряния, после чего они прошли два теста — под водой и на суше. Несложно догадаться, что подводный тест был выполнен ими лучше.

И наиболее недавний эксперимент был проведен в 2015 году с использованием компьютеров. Группа студентов проходила тренировочное задание на компьютере. Затем им давали тест. Некоторым студентам во время тренировочного и тестового заданий давали еще одно дополнительное: им требовалось считать числа, появлявшиеся на мониторе. В результате студенты, которым давалось дополнительное задание только во время теста, выполнили его значительно хуже тех, у кого дополнительное задание было и на тренировочном, и на тестовом этапе.

С 1930 года было проведено множество похожих экспериментов, ученых явно заинтересовала эта тема. И все результаты доказывают, что окружающая обстановка и состояние человека значительным образом влияют на то, как запоминается информация.

Роль контекста и состояния

Все приведенные эксперименты показали, что задействуется контекстуальная память. Это означает, что информация вспоминается лучше, если контекст, в котором была получена информация, повторяется (это может окружающая обстановка, комната, круг людей и т.п.).

Второй значимый фактор, влияющий на концентрацию внимания студентов, — это их личное состояние в процессе обучения и тестирования. Считается, что память зависит от физического и психического состояния. Если человек во время обучения здоров и чувствует себя хорошо, но заболел перед экзаменом (равно как и наоборот), то его результат будет не самым высоким. Состояния могут быть самыми разными: депрессия, сильное волнение, похмелье, грусть, нервное возбуждение и т.д. Все это — отвлекающие внимание факторы, которые влияют на обучение.

Отвлечение внимания или откладывание дел на потом?

Идея позитивного влияния отвлекающих факторов может быть, тем не менее, понята превратно. За ее неправильным пониманием могут последовать такие выводы как: «я могу спокойно отвлекаться на общение в своем социальном профиле и во время обучения, и во время теста, и это не скажется на результатах».

На самом деле, тех, кто успел подумать, что можно не стараться или ничего не делать вообще, и у него даже есть научное обоснование своему поведению, ждет большое разочарование: нельзя откладывать работу на потом и называть это отвлечением. В том, что студент вместо выполнения задания будет играть в Angry Birds, не может быть никакого положительного влияния. Необходимо активно бороться со своими вредными привычками, мешающими обучению.

Речь идет только о положительных факторах отвлечения внимания: тех, которые могут помочь во время экзамена. Видеоигры или фильмы совершенно не относятся к таким факторам.

Выводы

Итак, универсальная истина не изменилась в ходе исследований — в целом, отвлечение внимания сказывается на учебном процессе отрицательно. Поэтому для улучшения внимания и концентрации лучше найти спокойное место, убрать смартфон  или другие соблазняющие устройства подальше и целиком сконцентрироваться на учебе. Ученые доказали еще раз лишь то, что контекст и состояние очень влияют  на выполнения заданий и их результативность.

Рекомендации, таким образом, складываются такие: если вы знаете, что ваши товарищи, скорее всего, будут отвлекать вас во время теста, то учиться и готовиться к нему действительно лучше среди друзей. Постарайтесь создать условия похожие на те, в которых вы окажетесь на тестировании и вы с ним хорошо справитесь. Помочь может и схожее эмоциональное состояние во время подготовки и прохождения теста. Но обязательно помните о том, что это всего-навсего контекст, а важно в действительности лишь одно — знания. Учиться следует усердно, стараться не только и не столько запоминать информацию, но стремиться ее понять. Это поможет сохранить ее в памяти на годы, а не только до конца сессии.

24/01/2017  |  Андрей ЛожниковПродуктивность
Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:



Добавить комментарий

Комментарий будет добавлен после проверки модератором


Subscribe without commenting

Наверх