Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее. — Ральф Уолдо Эмерсон — мыслитель и писатель

Разучивание стихов для улучшения памяти у взрослых и детей

Память – это один из важнейших психических процессов. Она принимает непосредственное участие в жизнедеятельности человека. С возрастом память начинает ухудшаться, создавая определенный дискомфорт. Многие люди, страдающие от проблем с памятью, задаются вопросом: можно ли каким-то образом натренировать ее?

Существует немало методик, разработанных психологами специально для тренировки памяти и мышления. Одним из наиболее простых и при этом эффективных методов является заучивание стихов.

стихи для развития памяти

Как стихи помогают развивать память?

Тренировка памяти с помощью разучивания стихотворений известна давно. Британские ученые доказали, что ежедневное заучивание даже нескольких стихотворных строк положительно влияет на биохимические процессы головного мозга и подходит для тренировки памяти у взрослых и детей.

Методика развития памяти с помощью стихов очень эффективна в детском возрасте. Малыши дошкольного возраста способны без труда запоминать несложные стихотворения. В этом возрасте функции мозга ребенка активно развиваются, поэтому разучивание стихов приносит большую пользу.

Стихи для развития памяти полезны не только детям, но и взрослым. В процессе заучивания строк клетки мозга получают усиленное кровоснабжение, их деятельность активизируется, в результате чего мозг оздоравливается и омолаживается. Чтение и разучивание стихов особенно полезно людям преклонного возраста и тем, кто страдает расстройствами памяти. Эта простая и увлекательная методика помогает существенно улучшить память практически в любом возрасте.

заучивание стихов

Как правильно учить стихи с ребенком?

Прежде всего, необходимо подобрать стихотворение, соответствующее возрасту ребенка. Для дошкольников нужно выбирать простые, короткие стишки с хорошей рифмой. Ребенок должен понимать смысл стихотворения. Прежде чем начать учить, нужно несколько раз прочитать малышу стишок и убедиться, что он понимает смысл каждого слова. Если в стихотворении есть незнакомые для ребенка слова, нужно объяснить ему их значение. Если этого не сделать, ребенок будет запинаться или коверкать непонятные слова.

Стихи для детей должны быть интересными и содержательными, тогда их легко будет запомнить. Для малышей лучше выбирать произведения, в которых нет сложных словесных конструкций.

Для ребенка 3-4 лет подойдут четверостишия, в которых преобладают существительные и глаголы. В стихах должны упоминаться знакомые ребенку предметы и явления, чтобы он понимал, о чем идет речь. Читать стихи нужно медленно, четко с яркими интонациями и мимикой. Это облегчит запоминание. Очень удобно начинать строчку самому, а малыш должен продолжить ее.

В 4-5 лет у детей уже формируется мотивация к заучиванию стихов. Ребенок стремится запомнить и рассказать стихотворение, чтобы показать взрослым свои умения. В этом возрасте ребенку можно предлагать более сложные произведения. Для облегчения процесса запоминания можно рассказывать стихи вдвоем по ролям, разыгрывая сценки (например, укачивать мишку или кормить куклу).

ребенок с книгой

Для детей 5-6 лет подбирают более объемные и сложные произведения. В этом возрасте можно задать ребенку вопросы по теме стиха, проанализировать действия героев, предложить ему представить себя на месте героя или вспомнить подобные случаи из своей жизни.

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируется логическое мышление. Поэтому к процессу заучивания можно подключать логическую память. Например, можно прочитать ребенку начало произведения и попросить его пересказать дальнейшее содержание. Можно предложить ребенку нарисовать сюжет стихотворения или его героев.

Как учить стихи взрослому?

Большинство взрослых людей не учили стихи со времен школы или института. Так почему бы не проверить свою способность к запоминанию, выучив стих? Как сделать заучивание более эффективным:

  • Сначала нужно прочесть выбранное произведение 1-2 раза, стараясь уловить его смысл. Отложив книгу, нужно пересказать прочитанное своими словами.
  • В процессе заучивания лучше делить стихотворения не на строки, а на небольшие смысловые блоки. Логические связи помогут легче запомнить материал.
  • Заучивать стихотворение нужно по частям, по мере необходимости подглядывая в книгу.
  • Важно соблюдать интонацию и паузы.
  • Для облегчения запоминания можно мысленно нарисовать сюжет или представить себя на месте героя.
  • Для закрепления результата можно по памяти записать стихотворение на бумаге.
  • На следующий день нужно обязательно повторить заученное.

Рекомендуемые стихотворения

Тем, кто не знает, какие стихи подобрать для улучшения памяти, можно дать некоторые рекомендации. Для малышей подойдут сборники стихотворений таких авторов: А. Барто, К. Чуковский, Е. Благинина. Детям постарше можно порекомендовать стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Твардовского.

Взрослым можно попробовать разучивать отрывки из поэм «Евгений Онегин» или «Граф Нулин» А. Пушкина. Подойдут также произведения В. Маяковского, А. Фета и других известных авторов.

Регулярное разучивание стихов поможет не только натренировать память и мышление, но и повысить свою эрудицию.

20/12/2016  |  Андрей ЛожниковРазвитие мышления и памяти
Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:



Добавить комментарий

Комментарий будет добавлен после проверки модератором


Подписаться, не комментируя

Наверх