Относись серьезно ко всему, что ты делаешь, но никогда к самому себе. — Уинстон Черчилль — британский государственный деятель

Сатья Саи Баба: интервью журналистам от 1976 года

Совсем недавно, в апреле 2011, умер Саи Баба — самый известный индийский духовный учитель современности.

О его влиянии и отношении к нему людей говорит хотя бы тот факт, что за время его жизни вокруг ашрама, где он жил, вырос целый город, с гостиницами и аэропортом. Каждый день тысячи людей приезжали увидеть его.

Сатья Саи Баба

Сатья Саи Баба

За свою жизнь Саи Баба дал всего 2 интервью журналистам, первое в 1976 году и второе, совсем короткое, в 1999 году.

Здесь представлено первое интервью, которое Бхагаван Шри Сатья Саи Баба дал главному редактору индийского издания Blitz News Magazine г. Р.К. Каранджиа в сентябре 1976 г.: Саи Баба рассказал о том, как он приходит в разные времена, всякий раз, когда борьба и разногласия угрожают сокрушить мир.

Интервью

Для начала, Свамиджи, мы хотели бы что-нибудь узнать о вашем тройном воплощении — прошлом, настоящем и будущем — начиная от Ширди Саи Бабы к Сатья Саи Бабе и будущем Према Саи Бабе, в соответствии с вашим пророчеством.

Прежде всего, вы должны осознать полное единство трех современных воплощений с теми, которые имели место в прошлом, такими как Рама и Кришна. Это трудная задача. Когда люди не понимают настоящего, как они могут понять прошлое? Каждое воплощение является полным и совершенным по отношению к определенному времени, окружению и поставленной задаче. Нет отличия между различными проявлениями Бога в виде Рамы, Кришны или Саи.

Рама приходил взрастить корни истины и справедливости, Кришна ухаживал за ростками мира и любви. Сейчас эти священные принципы находятся в опасности полного разрушения из-за человеческой слабости, под воздействием злых сил. Они преодолевают добро, духовность и божественность в человеке. Вот почему этот Аватар пришел наделенный абсолютной космической силой для спасения дхармы (справедливости) от анти-дхармы.

Под настоящим Аватаром вы имеете ввиду Саи Бабу?

Да, я воплощаюсь от эпохи к эпохе, время от времени, чтобы спасти дхарму от анти-дхармы. Всякий раз, когда борьба, разногласия и дисгармония овладевают миром, Бог воплощается в человеческой форме, чтобы показать людям путь любви, гармонии и мира.

Это понятно. Но скептики удивляются, зачем Богу нужно принимать человеческую форму?

Потому что это единственный способ для воплощения Бога в человеке. Аватар принимает человеческую форму и ведет себя подобно человеку, чтобы люди могли почувствовать свое родство с божественным. В то же время он поднимается до божественных высот, чтобы человечество тоже могло стремиться к достижению Бога. Аватары приходят в человеческой форме для того, чтобы мотивирующим жизненным началом стала реализация пребывающего внутри Бога.

Прежним Аватарам, таким как Рама и Кришна, приходилось уничтожать несколько индивидуумов, которые были идентифицированы как враги божественного, и таким образом восстанавливать дхармический путь. Сегодня же, зло заразило так много людей, что само существование человечества находится под угрозой уничтожения. Поэтому, я пришел в этом Аватаре, вооруженный полнотой власти бесформенного Бога, чтобы исправить человечество, поднять человеческое сознание и вернуть людей на путь истины, справедливости, мира и любви к божественному.

Почему эта задача разделена на три разных воплощения: Ширди, Сатья и Према Бабы?

Они не разделены. Я уже говорил о полном единстве этих трех в заключительной цели миссии. Я приведу пример. Возьмите килограмм гур (сладкая субстанция). Оно все сладкое на вкус. Затем разломайте его на маленькие кусочки. Каждый из них сладкий. Наконец разломайте их на самые маленькие кусочки. Вы обнаружите в них ту же сладость. Различие в количестве, но не в качестве. То же самое и для Аватаров. Их задачи и сила, необходимая им, отличаются в соответствии со временем и ситуацией. Но они принадлежат и происходят от одного и того же дхарма сваруп или божественного тела.

Давайте в качестве примера возьмем фрукт. Он начинается с семени, которое вырастает в дерево, и на нем появляется плод. Работу можно сравнить с семенем, поклонение с деревом, а мудрость с плодом.

Предыдущий Аватар, Ширди Баба, заложил основу для объединения и передал человечеству послание о том, что долг — это работа. Миссия нынешнего Аватара в том, чтобы люди осознали, что в один и тот же Бог находится в каждом из них. Люди должны уважать, любить и помогать друг другу независимо от цвета кожи или веры. Таким образом, любая работа может стать видом поклонения. И наконец, Према Саи, третий Аватар будет распространять благие вести о том, что не только Бог пребывает в каждом, но и что каждый — это Бог. Это будет заключительная мудрость, которая позволит каждому мужчине и женщине идти к Богу. Три Аватара несут тройное послание работы, поклонения и мудрости.

Это и есть святая миссия и божественная цель этого тройного воплощения?

Объединение всего человечества в одну касту или семью, установление единства — это есть атмическая реализация — в каждом мужчине или женщине, — это основа для всего космического замысла. Как только это будет осознано, общее божественное наследие, связывающее человека с человеком и с Богом, станет очевидным, и любовь восторжествует, как путеводный свет вселенной.

Во-первых, человек должен развиться в человечество во всей полноте его объединенного потенциала. Сейчас человечество как таковое отсутствует в мире. Нет никакого объединения между мыслью, словом и делом. Сегодняшний человек думает одно, говорит другое, а поступает совершенно по-другому. То, что у нас есть — это индивидуальный человек, запутанный, сбитый с толку и бомбардируемый противоречивыми мыслями. Мы не видим в нем человечество, которое было бы побуждаемо хорошими мыслями, хорошими словами и хорошими делами. Мы должны побудить его осознать Бога внутри него, чтобы развить синтез связанных мыслей, слов и дел.

Если этот первичный урок будет преподаваться в семье, школе, колледже, обществе, городах, государствах, нациях мира, тогда человек начнет осознавать тот факт, что всё человечество принадлежит к одной семье. Как проповедовал Христос, все являются одним, относитесь ко всем одинаково. Жизненный важный вопрос заключается в единстве: одна каста, один класс, одна вера для человечества: и это может быть достигнуто только подчинением своей сущности или эго чистой, бескорыстной, универсальной любви и преданности. Любовь это базис и общий знаменатель, а преданность — это божественная искра, цементирующий, объединяющий, интегрирующий фактор между человеком и человеком, человеком и Богом.

Позвольте мне дать иллюстрацию. (Баба раскладывает свой носовой платок на земле между нами). Вот кусок ткани. Как вы видите, он полностью сделан из ниток. Выньте нити по одной, и ткань станет слабой. Сложите их вместе – и ткань снова прочная и сильная. То же самое и с людьми. Любовь связывает их как миллионы, миллиарды нитей в ткань, а преданность воссоединяет их с Богом. Поэтому я воплощаю любовь и использую её как мой инструмент, чтобы возродить человека и создать братство людей с помощью преданности последних. Я всегда говорю: Начните день с любви. Наполните день любовью. Закончите день любовью. Это — самый быстрый путь, самая верная дорога к Богу.

Жизнь — это любовь, наслаждайтесь ей;
Жизнь — это вызов, встречайте его;
Жизнь — это песня, пойте её;
Жизнь — это мечта, реализуйте её;
Жизнь — это игра, играйте в неё.

Ширди Баба на самом деле говорил о том, что он родится через восемь лет после своей смерти в 1918?

Да, он сделал это. Это было записано Кака Дикшитом, а также некоторыми другими преданными, которые были с Ширди Бабой.

Почему вы уверены в том, что являетесь воплощением Ширди Бабы?

Это, конечно, знание моего собственного подлинного опыта. Поскольку сегодня не осталось в живых никого, кто знал Ширди Бабу, то нет никаких других свидетельств, кроме моего собственного знания и опыта. Сам факт того, что я 40 лет тому назад, когда мне было всего 10 лет, объявил о том, что я Ширди Баба, при том, что никто в этой части Юга страны не знал и даже не слышал о Ширди Бабе, доказывает этот факт.

Существующая ситуация, движимая злыми силами к разрушению, как вы правильно проанализировали ее, дает основания полагать неизбежность еще одной войны по типу Махабхарата (эпос о битве в Курукшетре). Означает ли это, что спасение, для которого вы работаете, может быть реализовано только после разрушительной войны?

Зло должно и будет удалено до того, как такая катастрофа может произойти. Конечно, будут небольшие войны и столкновения: этому нельзя помочь при существующем положении дел. Войны Махабхараты имела другое значение. Господь Кришна предопределил ее и, фактически, привел Арджуну на поле боя, чтобы избавить мир от злых людей и богопротивных сил.

Сегодня, как я уже сказал, зло настолько распространено, что само человечество может быть уничтожено в ядерной катастрофе в случае мировой войны. Для предотвращения такой катастрофы пришел этот Аватар, чтобы поднять человеческое сознание над существующим гневом, ненавистью, насилием и войной и спасти мир от катастрофы. Это может быть достигнуто только через возрождение братства всего человечества через Веды, Шастры и все религии с их посланием справедливости для освобождения человеческой расы от цепей кармы (цикла рождения и смерти). Я всегда говорю: Пусть существуют разные веры, позвольте им процветать, пусть слава Бога воспевается на всех языках разными мелодиями. Они должны быть идеалом. Уважайте различия между верами и признавайте их до тех пор, пока они не гасят пламя единства.

Из того что сказал Баба, кажется что нет большого различия или дихотомии между Богом и человеком. Прав ли я?

Совершенно верно, Бог — это человек, и человек — это Бог. Все мы имеем что-то от Бога, божественную искру внутри нас. Все люди божественны как и я, но с духом, воплощенным в человеческой плоти и кости. Единственное различие заключается в том, что они не сознают этой Божественности. Они вовлечены в эту кармическую тюрьму из-за ошибок многих жизней. Я принял эту смертную форму по моей собственной свободной воле. Они привязаны к телу, в то время как я свободен от этого плена. Главное различие в том, что они толкаемы желаниями туда и сюда, в то время как у меня нет никаких желаний, кроме единственного высшего — избавить их от желаний.

Возьмем для иллюстрации не отшелушенный рис. Каждое зерно риса заключено в шелухе. Вы должны удалить шелуху, чтобы получить зерно риса. Из одного и того же зерна получаются шелуха и рис. Рис это эквивалент Бога в человеке, в то время как шелуху можно сравнить с желанием, которое уменьшает Бога до человека. Поэтому, моя формула такая:

ЖИЗНЬ + ЖЕЛАНИЕ = ЧЕЛОВЕК
ЖИЗНЬ — ЖЕЛАНИЕ = БОГ

Каким образом жизнь без желаний может сделать Богов из людей?

Жизнь без желания означает реализацию чистой, подлинной сущности, которая есть Атма. Ограниченное желаниями, Я вырождается в эгоизм. Атма превращается в эго. Путь самореализации заключается в очищении Я от эгоизма. Тогда вы достигаете состояния сознания по ту сторону ума или интеллекта, раскрывая истинную сущность, которая есть Бог. Ум подобен ткани, которая покрывает и душит сознание, нити которого — желания. Если мы отказываемся от желаний, нити отпадают и ткань исчезает, открывая нашу истинную природу. Это то, что Веданта (эпос древней мудрости и знания) имеет в виду, когда предписывает, что нужно избавиться от эго, чтобы осознать себя.

Вы имеете в виду, что ум человека создает препятствие между человеком и Богом?

Да. Нужно различать ум, который есть эго, и настоящее Я, которое есть сознание. Последнее помогает нам пересечь границы эго-ума и узнать о себе, как о свидетеле истины. Обычно ученый ум смотрит во внешний мир на то, что может быть воспринято чувствами, существующими в мире ума, чтобы спросить: Что это? Ученый сознания, с другой стороны, всегда смотрит внутрь, на то, что находится за пределами чувств или ума, чтобы спросить: Что есть то?

Каждый, поэтому, должен подняться от ума к сознанию для достижения самореализации. Чтобы получить бесконечную, универсальную Атму, воплощенная сущность должна вырваться из маленькой и ограниченной тюрьмы индивидуальности. Желание принадлежит чувствам, мозгу, уму; как только вы станете свободными от этого, вы осознаете сущность, Атму, сознание, просветление, и станете едины с космической силой. Самореализация — это Бого-реализация. Так человек достигает Бога.

Какое значение имеет вибхути (священный пепел) и разные вещи, которые вы материализуете и даете людям? Неужели у Богочеловека есть какая-либо необходимость в демонстрации таких чудес, которые может исполнять любой фокусник?

Пока я в этом заинтересован, это является свидетельством моей божественности. Это ни в коем случае не демонстрация божественности. Все выступления фокусников, как вы знаете, совершаются ради денег. Это трюки торговцев фокусами. Они являются своего рода законным обманом, перемещением объекта из одного места в другое ловкостью рук, которое остается незамеченным. Они не имеют отношения к сиддхи (оккультным силам) или чудесным силам.

То, что я делаю, это совершенно другой акт творения. Это не фокус, и не проявление сиддхи. С одной стороны, я не стремлюсь ничего вернуть. С другой стороны, я не обманываю людей, перемещая объекты, но я создаю их. Но я поступаю так не из-за какой-либо необходимости или желания показать мои силы. Для меня это своего рода визитная карточка, чтобы убедить людей в моей любви к ним и получить их преданность в ответ. Поскольку любовь бесформенна, я делаю материализацию как свидетельство моей любви. Это просто символ.

Все таки я не понимаю, зачем вам материализовывать кольца, браслеты, часы и другие безделушки?

Большинство людей хотят талисманы как символ моей защиты. Поэтому я обеспечиваю их. Когда они в беде, они чувствуют охват кольца, браслета или часов, вспоминают обо мне и призывают меня помочь им, и таким образом я могу им помочь. С другой стороны, если я даю им что-то, что они не могут носить, они, вероятно, положат это куда-нибудь и забудут об этом.

Главное здесь то, что эти безделушки или талисманы, как бы вы их ни называли, дают людям чувство безопасности и защиты, которое им нужно во время трудностей или кризисов и создают символическую связь, охватывающую длинные расстояния между ними и мной. Когда преданные нуждаются во мне, эти объекты посылают сообщение, как будто по радио, и я немедленно иду на их спасение.

Я сожалею, что так настойчив, Свамиджи, но разве подарок часов марки Омега или HMT не является актом обмана компании или нарушения их патента?

Уверяю вас, ничего такого нет. Это было бы обманом компании или нарушением патента в случае перемещения часов из одного места в другое. Но я не перемещаю; я полностью создаю. Все, что я ни пожелаю, немедленно материализуется. Мне неизвестна ни одна компания, которая бы пожаловалась в отношении нарушения патентов.

Как насчет вибхути, который вы материализуете? Хотелось бы знать его значение, потому что ваши критики пытаются дискредитировать вас, посылая фокусников, которые производят точные копии вибхути.

Все, что я материализую, это проявление божественного, обладающее важным и, кроме того, символическим значением. Это символ космической, бессмертной и бесконечной природы всех форм Бога, Атмы или духа — это то, что остается, когда всё мирское, преходящее и изменчивое полностью сгорает.

Я говорил вам об императивах жизни без желаний. После того как Шива сжег Бога желания Кама, превратив его в кучу пепла, он украсил себя этим пеплом, чтобы сиять как победитель желания. Когда Кама был уничтожен, Према правила как Богиня любви. Таково значение пепла.

Во-первых, это символ цикла рождения и смерти, в котором все, в конце концов, превращается в пепел. «Ибо прах ты и в прах возвратишься.» Пепел или прах — окончательное состояние вещей. Оно не может быть подвергнуто дальнейшему изменению. В духовном контексте это является предупреждением для получающего с целью отказаться от желаний, сжечь все страсти, привязанности и искушения, и создать чистоту в своих мыслях, словах и делах.

Что полностью преподать этот урок я материализую пепел для тех, кто приходит ко мне с любовью и преданностью. Как и другие материализации, он также действует как талисман, излечивая больных и давая защиту тем, кто в ней нуждается. Это символ божественности, совершенно отличающийся от трюков фокусников, которые вы упомянули.

Считается, что вы совершаете удивительные исцеления вплоть до воскрешения умерших. Есть сообщения, что вы спасали людей, когда они тонули, или от других несчастных случаев в отдаленных местах. Медицинские эксперты засвидетельствовали хирургические операции, выполненные вами, совершенные на большом расстоянии от вас. Как вы это делаете?

С помощью моей санкальпы — то есть божественной воли и силы. Как для Аватара, эта сила подлинна, неотъемлема, всеобъемлюща и естественна для моей воли и решения. Мне не нужна ни мантра (мистическая формула), ни садхана (духовная практика), ни тантра (священные писания) и ни янтра (паломничество), чтобы исполнять так называемые чудеса, которые являются естественными для моего состояния. Мои силы — это просто выражение или утверждение действительности божественного, которое объединяет меня со всем, везде, во всех временах и местах. Чудеса принадлежат безграничной силе Бога.

Теперь, возвращаясь к главным моментам вашего вопроса, — эти феномены исцеления имеют двойной аспект. Я могу излечивать, спасать, даже воскрешать людей, если они находятся в духовно восприимчивом состоянии. Это похоже на положительные и отрицательные электрические токи. Мою способность излечивать можно сравнить с положительным током. Ваша преданность ко мне похожа на отрицательный ток. Когда они соединяются вместе, преданность обеспечивает то, что называется чудом исцеления.

В действительности человеческий ум ответственен за болезнь или здоровье человека. Именно он является их причиной или побудителем. Для исцеления или излечения должна быть создана необходимая вера внутри ума. Всё, что я делаю, — это наделяю его уверенностью, волей и силой излечить себя. Это моя любовь, отвечающая взаимностью в соответствии с интенсивностью веры преданного в меня, производит желаемый результат.

Значит это не сиддхи или фокусы, как полагают ваши критики?

Это ни магические приемы, ни силы сиддхи (оккультные), которые может обрести любой при соответствующей дисциплине и занятиях йогой; мои силы защищать, исцелять, спасать людей и материализовывать объекты идут от Бога и могут использоваться только Аватаром. Они никаким образом не выработаны или развиты, но проистекают от космической силы.

Некоторые говорят, что вы командуете невидимым духами, которые могут перемещать объекты из одного места в другое по вашим приказам.

Для меня нет необходимости командовать невидимыми духами, так как моя собственная божественная воля материализует объекты. Я есть всё, я повсюду, я всеведущ и всемогущ; все, чего бы я ни пожелал, сразу же происходит. Подобно качествам истины, любви и мира, эти вещи производят атмические (божественные) или космические силы за вселенной.

Критики Свамиджи спрашивают, почему Саи Баба не помогает людям, находящимся в бедствиях, принося дождь во время засухи или создавая пищу там, где есть голод, через его санкальпа шакти (божественная сила, универсальная энергия). Разве Аватар не может помочь человечеству в управлении естественными силами и предотвращать бедствия, такие как землетрясения, наводнения, засуха, голод и эпидемии?

Это именно то, что я делаю, воплощаясь как Бог в человеке, для преодоления таких бедствий. Есть два пути, с помощью которых Аватар может помочь людям: мгновенные решения и долгосрочные.

Любое мгновенное решение может идти против фундаментальных качеств самой природы, и против кармического закона причины и следствия. Большинство людей живет в материальном мире своих желаний и эго, который управляется этим законом. Они пожинают плоды своих действий. Это влечет их эволюцию или регресс. Если Аватар вмешается для немедленного решения их проблем, это может остановить все действия и развитие, и даже эволюцию. Такое решение исключено, потому что оно полностью против природных законов.

Другой и более эффективной альтернативой являются долгосрочные решения, когда Аватар ведет людей к более высокому уровню сознания, чтобы дать им возможность понять истину духовных законов так, чтобы они могли повернуться к справедливости и настойчиво работать для улучшения состояния. Это вернет их назад к природе и кармическому закону причины и следствия. Это позволит им подняться над циклом причин и следствий, в который они сегодня вовлечены как жертвы, и таким образом командовать и управлять силами природы, чтобы быть способными предотвращать бедствия, о которых вы упоминаете.

Вы имеете в виду, что вы сейчас поднимаете сознание человечества до богоподобного состояния, чтобы оно могло управлять своей собственной судьбой?

Именно так. Они могли бы разделить мою санкальпа шакти (божественная сила, универсальная энергия). Я должен работать через них, пробуждать находящегося в них Бога и развивать к более высокой реальности, чтобы позволить им овладеть естественными законами и силами. Если я буду излечивать всё мгновенно, оставляя людей на их текущем уровне сознания, они вскоре перепутают и снова вцепятся в горло друг другу, и в результате та же самая хаотическая ситуация продолжала бы развиваться в мире.

Страдание и мучение — неизбежные акты космической драмы. Бог не принимает решения в отношении этих бедствий, человек вызывает их как кару за свои собственные злые дела. Это корректирующее наказание, которое побуждает человечество отказаться от неверного пути и возвратиться на правильный путь, чтобы оно могло испытывать богоподобное состояние сат-чит-ананды — то есть существование мудрости и блаженства. Всё это является частью великого синтеза, в котором негативное служит для прославления позитивного. Таким образом, смерть прославляет бессмертие, невежество прославляет мудрость, страдание прославляет счастье, ночь прославляет рассвет.

Так что, если Аватар немедленно устранит бедствия, упомянутые вами, что я могу делать, и делаю, когда в этом есть серьезная необходимость, вся драма творения с ее кармическими (универсальными, неизбежными обязательствами) законами придет к коллапсу. Помните, эти бедствия происходят не из-за того, что Бог сделал с человеком, а фактически из-за того, что человек сделал с человеком. Поэтому человек должен быть разобран и сделан заново, с уничтоженным эго и измененным трансцендентным сознанием, так, чтобы он мог подняться над кармой и управлять ей.

Удалось ли вам достичь этого синтеза, Свамиджи, особенно с богатыми и могущественными классами?

Я не достиг всех их как класс, но в моих индивидуальных контактах с ними результаты вдохновляют. Богатые и могущественные, конечно, представляют серьезную проблему в вопросе изменения. К ним нужен специальный подход. Бедные люди, с другой стороны, хорошо кооперируются. Они понимают, оценивают и помогают моим планам и идеям.
Какое решение у этого нарастающего конфликта между богатством и властью с одной стороны и бедностью и слабостью с другой?

Трансформация обоих в единое совместное братство на условиях равенства без конкуренции и конфликтов. Только истина и любовь могут дать такой результат. Главный вопрос заключается в объединении этих двух классов в один единственный класс. Проблема, однако, в том, чтобы свести их вместе на общей основе или платформе. Богатые люди живут изолированно в определенном состоянии или условиях. Также и бедные живут изолировано в другом состоянии или условиях. Как мы сведем их вместе?

Я делаю это с помощью многочисленных тонких способов, ломая барьеры между богатством и бедностью и создавая ощущение равенства и единства между бедными и богатыми. В этом ашраме (духовной общине) вы найдете их живущими и работающими вместе, даже выполняющими черную работу на условиях полного равенства. Здесь нет ни в чем никаких различий, никакого специального обслуживания для богатых. Они живут, едят, работают, поклоняются и спят, как и бедные. Все живут как сообщество трудящихся, разделяющих общий аскетизм ашрама.

Несмотря на нашу строгую дисциплину, промышленники и бизнесмены хотят приезжать сюда. Почему? Потому что они получают тот покой ума, который ни за какие деньги или власть на земле нельзя купить или обеспечить.

Таким образом, мы открываем им удивительный новый мир духовных сокровищ, и они должны жертвовать материальными потребностями и комфортом. Моя миссия состоит в том, чтобы показать им путь к покою ума, которого желают и богатый и бедный. В этом процессе духовной эволюции ищущий узнаёт, что это блаженное состояние не может быть куплено за деньги в магазине или кем-нибудь подарено. Оно может прийти только из универсального источника божественного, пребывающего внутри Бога, который охватывает как бедных, так и богатых. Эта концепция создает общее товарищество, братство отдачи и обретения между богатым и бедным. Те, кто имеют слишком много, обязаны отказаться от ненужного, а те, кто имеют слишком мало, смогут реализовать свои потребности.

В духовных терминах, все человечество принадлежит к одному и тому же классу, касте или религии. Божественные принципы в каждом и во всех из них происходят от одного и того же Бога. Это фундаментальное единство должно им открыться через прямой контакт с духовными реалиями и убедительной расширяющейся силой любви, пока они не станут частью универсальной религии труда, поклонения и мудрости.

Все это может быть простой и желанной вестью для бедных, поскольку они ничего не теряют и получают всё по вашей философии, но как насчет богатых, которые должны потерять всё, если последуют за этим?

Это главная проблема. Они просто должны терять, подчиняться, устранять свои ложные ценности, если хотят моей милости. До тех пор пока люди продолжают быть рабами материалистических определений богатства и бедности, не может быть никакого решения. Поэтому я стараюсь изменить их умы и сердца в направлении духовных ценностей и истин.

В конце концов, кто самый богатый человек? Тот, у кого самые большие потребности и, потому, самые большие проблемы и волнения? Или тот, кто удовлетворяется самым необходимым в жизни и, потому, является более или менее лишенным желаний и сравнительно счастливым? Судя по такому критерию счастья, бедный является духовно богатым, а богатый духовно бедным. В конечном счете, не материальное, а духовное удовлетворение делает жизнь стоящей того, чтобы жить.

Как я уже говорил, жизнь без желаний приносит человеку божественность; и те, кто ищут моей милости, должны избавиться от желаний и жадности. Богатство является губительным искушением. Это источник и причина человеческой неволи. Желание поднимает стандарты жизни до уровней, которые не могут быть удовлетворены. Это ведет к умножению желаний и последующим неприятностям и расстройствам.

Решение лежит в акценте на качество по отношению к стандартам жизни, в высоких мыслях и простой жизни. Ум — это лошадь, тело — это телега: чтобы достичь покоя для ума, вы должны поместить лошадь высоких мыслей перед телегой физического комфорта.

Это философия на словах, но как вы воплотите ее в реальности?

Богатые, как и бедные, приходят к Саи Бабе в поисках любви, мира и освобождения от своих проблем и неприятностей. Моя установка для них — абсолютная самоотверженность и отсутствие желаний. Для бедных это является естественным состоянием. Так что моя любовь течет к ним, чтобы объять их преданность. Так они получают мою милость.
Богатые, с другой стороны, не могут получить эту милость без отказа от своих материалистических представлений и эгоистических привязанностей. Они должны обязательно пожертвовать своей материальной жадностью для получения духовной милости. Я говорю им:

Эго живет, получая и забывая,
Любовь живет, давая и прощая.

Таким образом, я изменяю их умственную позицию. Я изменяю их обезьяньи умы в любящие, дающие и прощающие умы.

Обезьяний ум, Баба — что вы имеете ввиду?

Это определенный менталитет, который используется крестьянами, чтобы ловить и уничтожать обезьян. Когда крестьянин хочет поймать обезьяну, он использует большой горшок с узким горлышком как ловушку. Внутрь горшка он кладет еду, которую любит обезьяна. Обезьяна находит горшок, просовывает лапу внутрь и хватает столько пищи, сколько может удержать. Но после этого, она не может вынуть лапу через узкое горлышко горшка. Она воображает, что кто-то внутри горшка держит лапу, начинает бороться и пытается убежать с горшком и, в конце концов, оказывается в ловушке. Никто не держит обезьяну; она попалась в ловушку сама из-за своей собственной жадности. Как только она выпустит то, что у нее в руке, она будет свободна от плена.

Так я рассказываю богатым людям о том, что человек соблазняется богатством, удовольствиями и мирскими желаниями. Когда он теряется в таких привязанностях и страдает от последствий жадности, он думает, что что-то тянет его вниз, пленяет его, разрушает его. Как только он отказывается от материальных богатств и желаний, он свободен. Я делаю его осознающим свой плен по отношению к обезьяньему уму и освобождению себя.

Баба, кажется, предписывает своего рода духовный социализм, базирующийся на преобразовании богатства в попечительство ради устранения бедности.

Да, опека, основанная на любви, сотрудничестве и братстве. Что еще можно сделать? Изменение должно идти от сердца; его нельзя навязать извне. Все материалистические доктрины потерпели поражение в том, что касается реального преобразования. Нигде нет никакого равенства. Только духовное преобразование до ментальности, при которой отсутствуют желания, может быть положено в основу необходимой революции человеческого сознания, от которой одной могут произойти желательные перемены.

Мы должны трансформировать общество от ложных ценностей к настоящим. Мы должны убедить людей в том, что идеал высокого стандарта жизни неверен. Он должен быть заменен высоким уровнем жизни и мышления, основанных на смирении, морали, сострадании и непривязанности, в противоположность существующей жадности, стремящейся к соревновательной роскоши и потреблению. Люди должны убедиться в том, что единственный путь пробудить скрытую в них божественность — это обуздание желаний и жадности к удовольствиям и роскоши вместо того, чтобы быть рабом этих ложных материалистических ценностей.

Тогда различные образовательные и социальные организации и службы, созданные Бабой — приблизительно 3000 — предназначены для того, чтобы сформировать кадры, необходимые для создания желательных социально-экономических изменений через любовь и убеждение?

Они созданы для того, чтобы направить новое поколение на путь Саи — истины, справедливости, мира, любви и ненасилия. Их девиз — работа — это богослужение и долг — это Бог — стремится принести новый социальный порядок, связанный с Сатья — то есть истиной, и дхармой — правильными действиями.

Индия описывается как богатая страна бедных людей. У нас есть богатство всего мира, хранящееся в недрах нашей земли. И все таки народ остается экономически бедным и отсталым. Есть ли у вас какое-либо решение для восстановления нашей экономики?

Ваш анализ правилен. Решение проблемы, которую вы обозначили, лежит в упорном труде и увеличении производства на совместной основе. Чтобы достичь этого, необходимо избавить людей от болезни индивидуальности, жадности и эгоизма. Каждый индивидуум должен быть научен мыслить и работать в более широкой концепции нужд общества. Как только это будет сделано, будет меньше разговоров и больше работы.

Именно духовный путь может спасти эту страну и мир от ошибок материалистического строя. То, в чем мы нуждаемся — это синтез духовного и материального аспектов жизни. Это сформирует человека с общественным сознанием и императивом совместного духа для создания национального благополучия и процветания через самоотверженный, совместный труд.

Очень хороший совет, Свамиджи, но проблема в том, что всё богатство, созданное трудом, находит свой путь в карманы богатого и могущественного меньшинства. Есть ли у вас духовное предписание по поводу такого неравенства?

Нет сомнений в том, что распределение производится не должным образом. Существующие доктрины равенства, социализма и т.д. не преуспели в достижении равенства при распределении богатства и собственности. Трудность состоит в том, что вы через законы уравниваете богатство, землю и собственность, но могут ли законы обеспечить равенство в желаниях людей? Для этого требуется исцеляющее прикосновение духовности.

Сначала необходимо излечить желание и его вредные последствия. Необходимо убедить богатых в том, что желание и его реализация через материалистические потребности — это аспект обезьяньего ума, который может только навредить им и держать их в плену. Только это решит проблему неравенства и неправильного распределения.

Богатые откажутся от своих экстравагантных запросов, бедные получат то, в чем они нуждаются, и немного больше; и этот процесс вызовет более справедливое распределение.

Чтобы завершить этот раздел, Свамиджи, не могли бы вы назвать главные причины социальной и экономической отсталости Индии?

С чисто материальной точки зрения, это вопрос спроса и предложения. Из-за всепоглощающих материальных ценностей нашего общества запросы все время возрастают, в то время как предложение остается тем же самым или уменьшается. Решение, безусловно, состоит в увеличении предложения или уменьшении запросов. Затем, конечно же, есть проблема роста популяции. Эта трехгранная проблема экономического дисбаланса нуждается в одухотворении в целях поиска эффективного решения.

Наша настойчивость в отношении жизни без желаний, в которой человеческие потребности уменьшены до минимума, является спасением, как единственно возможный путь восстановления социального и экономического баланса. Обуздайте ваши желания, уменьшите ваши потребности, живите в духовной строгости, и доступного материала будет достаточно для всего человечества. Более того, напряжения конкурентной социально-экономической системы растворятся, и покой ума будет восстановлен.

Жизнь от рождения и до смерти подобна путешествию в автомобиле. Тело — это транспортное средство, в котором вы движетесь к смерти. Чем меньше багажа вы везете, тем лучше. Зачем обременять себя мирским богатством и материальным комфортом, когда вам, может, придется менять курс или даже сталкиваться с какими-нибудь неполадками или авариями и, в любом случае, в конце пути вы должны оставить все ваше имущество, приняв вашу атму? Не лучше ли уделить внимание бессмертному духу вместо того, чтобы тратить время, которое уходит, на получение богатства и обеспечение комфорта?

Такова логика духовности, с помощью которой я стремлюсь изменить отношение людей.

Баба уже разъяснил большую часть проблем, поднятых доктором Нарасимхиах и другими критиками. Некоторые, однако, остаются без ответа. Нарасимхиах спрашивает, почему вы не материализуете тыквы или огурцы, или часы с особой маркой, чтобы доказать, что это ваше творение, а не перемещение произведенного кем-то другим?

Тыквы и огурцы могут быть материализованы так же легко, как кольца или другие объекты. Но это недолговечные объекты, а ключевой момент в материализации, как я уже объяснял, в их постоянстве. Поэтому кольца или часы более пригодны в качестве талисманов или средства для контакта и связи между Аватаром и его преданными.

Они пытаются доказать, что большие объекты, такие как тыква, не могут быть перемещены, в то время как маленькие, такие как кольца, могут. Но, как я не раз говорил, я не перемещаю вещи с помощью ловкости рук. Я создаю их в качестве талисманов.

Теперь, относительно вашего вопроса о кольцах или часах с отличающейся маркой для доказательства того, что это мое собственное творение, хотите ли вы, чтобы я материализовал что-нибудь для вас?

Да, Свамиджи, конечно, я хотел бы.

(Баба помахал своей рукой в воздухе волнообразными движениями и материализовал серебряное кольцо с надписью ОМ в центре и знаками Саи Рам на краях, взял мою правую руку и мягко надел его на средний палец. Оно было точно по размеру и это было именно то, что я хотел от Бабы.

Спасибо, Баба, вы прекрасно ответили на вопрос. Теперь к оставшемуся без ответа пункту Нарасимхиаха относительно Саи Кришны или Пандаварупа, разоблаченного его комитетом как мошенника и обманщика. Он утверждает, что мальчик был под вашим патронажем.

Уверяю вас, что абсолютно нет никакой связи между ним и мной. Его люди несколько раз пытались организовать встречу между нами, но мы отказались от их предложений. Конечно, тысячи людей, как вы видели этим утром, приходят сюда для даршана. Есть и те, кто выдает себя за моих учеников или зарабатывает деньги, используя мое имя. Это происходит не только здесь, но и в других штатах и даже за границей, мы не можем ничего сделать по этому поводу. Рано или поздно они разоблачают себя, как это случилось с этим мальчиком. У меня нет абсолютно никаких связей или отношений с такими людьми.

Комитет Нарасимхиаха хотел исследовать ваши чудеса с научной точки зрения в лабораторных условиях. Вы отклонили предложение. Не могли бы вы прокомментировать это противоречие?

Как может наука, связанная физическими и материалистическими взглядами, исследовать трансцендентные явления, находящиеся за пределами ее возможностей, досягаемости или понимания? Было бы ошибкой согласиться на это. Одно относится к материальному, другое — к духовному планам. Наука должна ограничивать свои запросы только вещами, относящимися к человеческим чувствам, в то время как духовность превосходит чувства. Если вы хотите понять природу духовной силы, вы можете сделать это только через путь духовности, но не науки. То, что наука оказалась способна раскрыть — это лишь часть космических явлений; однако, она имеет тенденцию преувеличивать свой вклад.

Это верно, Свамиджи, но наука постоянно развивается, и вчерашняя метафизика сегодня становится физикой.

Совершенно верно, но она все еще слепа по отношению к обширному и невидимому миру сознания. Сам факт, что наука всё время изменяется, доказывает её неспособность исследовать окончательную и абсолютную истину. Некоторое время назад ученые утверждали, что атом не может быть разрушен, но недавно им удалось это сделать. Они все еще невежественны в отношении реальности пранической силы, стоящей за атомом, которая является самым малым из его компонентов.

Наука — это как светлячок в свете и блеске солнца. Действительно, она может исследовать, открывать и собирать много информации о природе и ее физических свойствах и использовать эту информацию для развития мирских вещей. Духовность, с другой стороны, правит в той области космоса, где для науки нет места. Именно поэтому некоторые открытия науки полезны, а некоторые могут быть губительными.

Как я сказал прежде, доктор Нарасимхиах и его группа подобны людям, говорящим на языке телугу, которые идут в кино с фильмом на тамильском языке. Они увидят только танец, борьбу и насилие, героев и злодеев, звезду с красивым лицом и другие поверхностные вещи, но они упустят более тонкие аспекты, такие как музыка и поэзия, сюжет, диалоги, шутки и т.д.

Тем не менее, как я уже не раз говорил, здесь приветствуются те, кто хотят понять меня. Важен дух исследования. Сюда приезжали иностранные парапсихологи и проверяли меня в таком положительном и конструктивном духе. Вы видели их отчеты. Они не пишут писем и не делают публичных заявлений.

Подход Нарасимхиаха был неверен; поэтому я отклонил его. Если бы это было не так, он был бы приглашен. Я не призываю здесь людей к тому, чтобы они поклонялись Богу. Я хочу, чтобы они приходили, смотрели, слушали, изучали, наблюдали, чувствовали и осознавали Бабу. Только тогда они поймут меня и признают Аватара.

Доктор Нарасимхиах утверждает, что согласно науке, «Ничто не может быть создано из ничего». Вы, очевидно, отрицаете этот научный закон с помощью трансцендентальной формулы управления космической энергией и использования паранормальных сил. Вы можете объяснить эту загадку?

Представление о том, что ничто не может быть создано из ничего, подходит для ограниченной области и размерности, изучаемых наукой. Это неверно для трансцендентальной области и духовных измерений. В этой области всё что угодно может быть создано верховной волей. Всё, что существует, можно заставить исчезнуть, и всё, что не существует, можно заставить появиться.

Наша история и традиция, священные писания и литература, полны таких событий, которые можно назвать чудесами. Материальные законы и формулы просто не применимы к божественному. Для меня это не является вопросом какой-либо тайны или загадки. То, чего я пожелаю, происходит; то, что я приказываю, материализуется.

Вице-канцлер с насмешкой отнесся по поводу вашего утверждения о том, что «Бог есть в каждом из нас». Он спрашивает: «Не является ли это чистым бегством от реальности? Как может Бог быть настолько неуверен в Себе?» Ваши возражения, пожалуйста.

Его вопросы противоречат как самой основе индийской философии, так и большинству остальных религий. Все наши священные писания утверждают, что Бог присутствует в каждом. Согласно Вивекананде, «Бог есть во всем». Божественность – это единственное, что проявляет себя и является общим для всего мира, и фактически управляет и направляет всю вселенную. Ничего действительности не существует кроме божественности.

Это не бегство от реальности, а фундаментальная и вечная истина. Я говорю так не потому, что я неуверен в моей собственной божественности. Именно моя уверенность в этой абсолютной и полной подлинности заставляет меня утверждать этот факт. Это ученые настолько неуверенны, что, потворствуя себе, занимаются уводящими от проблем теориями.

Например, они говорят, что на Луне нет жизни. Вместе с тем, они утверждают, что вся материя состоит из двигающихся атомов. Не является ли луна в этом случае также конгломератом из двигающихся атомов? Тогда как она может быть безжизненна? Не существует материи, которая не состояла бы из атомов, электронов, нейтронов и протонов, которые постоянно двигаются. Эта энергия также есть Бог.

И также нет человека, в котором не было бы божественности. Говорить, что в человеке нет Бога, аналогично высказыванию, что нет атомов в Луне или любом куске материи. Вездесущность Бога описана в наших древних текстах как: «ano baniyam mahatoo maniyam» (Бог — маленькая частица в самых маленьких частицах и великое скопление в самых больших скоплениях). В этом контексте, как можно говорить о том, что в человеке нет Бога?

Еще один важный вопрос, поднятый вашими критиками, заключается в том, что вы выказываете предпочтение богатым и могущественным людям в противоположность бедным и слабым в вопросе божественных даров, чудесных лекарств и индивидуальных даршанов. Так ли это? Если да, то почему?

Это не так. Я никогда не вижу и не делаю никаких различий между богатыми и бедными. Я только смотрю на них только с точки зрения их преданности, их желаний, жертвенности, которую они готовы проявить, и их проблем. Вы были здесь этим утром и видели сотни людей, нескольких богатых и много бедных. Видели ли вы, чтобы я делал какое-либо различие? Все, кого я привёл с собой в эту комнату, были бедными и слабыми, больными или имеющими проблемы.

С моей точки зрения те, кто в мире считаются богатыми или могущественными людьми, в действительности приносят ко мне свои обеспокоенные сердца и больные умы. Я излечиваю их, предлагая им отказаться от материального богатства и власти ради духовного покоя и милости.

Из того, что Баба сказал до настоящего момента, кажется, что ваша миссия состоит в том, чтобы позволить человечеству заново раскрыть и воплотить утраченное благочестие. Я прав?

Вы правы. Когда человек повернется внутрь, чтобы осознать свою истинную сущность, тогда Бог начнет проявлять для него. Самореализация — это Бого-реализация. Проще говоря, это осознание того, что вы это не только тело, ум и физические органы, но внутри вас есть сущность — атма, которая есть Бог — отличающаяся от этих скоропортящихся вещей. Эта сущность всемогуща, вездесуща и всеведуща. Понимание этой истины направит вас по правильному пути к Бого-реализации.

То есть ваша цель может быть определена как братство человечества, которое будет достигнуто через доктрину любви?

Да, что еще может спасти мир от термоядерных пожаров? Все указывает на ужас приближающегося пожара; и моя миссия состоит в том, чтобы предупредить пожары через восстановление дхармы и духовного закона единого Бога, единой религии, единого языка, охватывающих единое человечество.

Я проповедую только одну религию любви для всех, которая одна может объединить человеческую расу в братство людей под руководством Бога. Я знаю только один язык сердца вне ума или интеллекта, который связывает человека с человеком и людей с Богом, создавая взаимное понимание, сотрудничество и общественную жизнь в мире и гармонии. На этой основе я хочу построить единое человечество без каких-либо религиозных, кастовых или других барьеров в универсальной империи любви, которая позволила бы моим преданным чувствовать весь мир как свою семью.

Хорошо сказано, Баба, но не вызовет ли такая дхарма с индусской ориентацией конфликта с существующими религиями?

Нет, ничего такого не будет, потому что моя цель — установить санатану дхармы, которая верит в единого Бога, вдохновившего основателей всех религий. Так что никто не должен отказываться от своей религии или божества, но через них поклоняться единому Богу. Я пришел не нарушать или уничтожать, но утвердить и поддержать каждого в его вере.

Но как это предотвратит ядерную катастрофу?

Устраняя все причины, источники, барьеры и провокации типа класса, касты, вероисповедания, цвета кожи или расы, и заменяя существующую ненависть и насилие любовью и не-насилием. Я рассчитываю обеспечить человечество евангелием мирного сотрудничества для замены существующего стремления к смерти через взаимное разрушение.

Р.К.Каранджиа: Спасибо, Свамиджи. Я крайне благодарен вам, потому что я действительно не ожидал, что вы ответите на весь длинный список моих вопросов.

02/07/2011  |  Андрей ЛожниковИнтересно, Экстрасенсорика
Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:



Один комментарий к статье: Сатья Саи Баба: интервью журналистам от 1976 года”

1.
Avatar.1307 20.07.2011 в 13:40

Всё правда и честно!Спасибо,Свамиджи!


Добавить комментарий

Комментарий будет добавлен после проверки модератором


Subscribe without commenting

Наверх