Эффект доктора Фокса – эффект, который подтверждает, что эмоциональная и выразительная речь преподавателя при неуместном и даже совсем бесполезном материале доклада может вызвать у учащегося впечатление, что услышанное его чему то научило. Это означает, что существует взаимосвязь между положительными оценками доклада слушателями и выразительностью речи преподавателя.
В Калифорнии в 1970 году на конференции, проводившейся в Медицинской школе Калифорнийского университета, был проведен эксперимент. На ней выступал с докладом профессиональный актер от имени доктора Фокса. Текст доклада расходился с темой самого доклада, а предложения в нем были не законченными и противоречили друг другу. Актер читал доклад очень эмоционально, хотя сам не понимал, о чем он говорил. Однако своей яркой и эмоциональной речью он завоевал внимание и интерес слушателей.
Организаторы проведенного эксперимента с выступлением актера от имени доктора Фокса хотели проверить, может ли хорошо подготовленная и эмоциональная речь затмить бессмысленность самого материала доклада. Как выяснилась, может.