Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности. 

— Китайская мудрость

О взглядах на возникновение у человека способности к творчеству

Публикация, посвященная вопросам формирования у человека в процессе эволюции способности к творчеству (первый номер International Journal of Tourism Anthropology), содержит результаты последних исследований этой проблематики. Имеются две основные гипотезы, объясняющие механизмы возникновения и развития творческой способности у Homo sapiens. Одна из них предлагает считать главной движущей силой этого процесса половой отбор, другая акцентирует внимание на первостепенной роли связи между родителями и детьми, преемственности поколений в плане культурных и житейских норм.

Психолог Джефри Миллер (Университет Нью-Мексико), чья специализация – вопросы эволюции, является апологетом первой гипотезы. По его мнению, творческие способности человека, проявляемые в юморе, музыке, повествовании, фантазии и др. развивались из-за необходимости нравиться противоположному полу, в качестве различных форм ухаживания. Для обоснования этого предположения ученый обратился к фактическим материалам, характеризующим туризм в Южной Калифорнии. Аналогия в том, что человеческую психику Д.Миллер интерпретирует как своеобразный «парк развлечений».

Крейг Палмер (Университет Миссури, округ Колумбия) и Кэтрин Коу (Университет штата Аризона), специализирующиеся на антропологии – сторонники второй гипотезы. В споре с Миллером они воспользовались его же пониманием психики («парк развлечений»), но заметили, что тогда следует обязательно анализировать Диснейленд, как наиболее известный и масштабный объект мировой развлекательной индустрии. В Диснейленде в концентрированной форме наблюдаются культурные аспекты, упомянутые в работах Миллера (юмор, искусство, музыка, мораль, фантазия и т.п.), которые согласно его гипотезе развились в результате полового отбора (явились определенными разновидностями форм ухаживания).

Палмер и Коу опубликовали научный текст в IJTA, в котором обращают внимание на то, что Диснейленд (крупнейший парк развлечений) ориентирован главным образом на детей, а Миллер этого факта не учитывает. По мнению антропологов, Диснейленд – прекрасный «полигон» для исследований отношений детей и родителей. Результаты таких исследований свидетельствуют в пользу их гипотезы. При этом Палмер и Коу не отрицают, что между туризмом, индустрией развлечений и романтическими отношениями существует определенная связь, к тому же, не только в аспекте свадебных путешествий. Нередко туристов влекут именно проявления культуры. Тем не менее, антропологи утверждают, что структуры мозга человека ответственные за творческую деятельность, а также и за реакцию на ее проявления, развивались в силу того, что они давали возможность родителям максимально заботиться о детях, являлись фактором дополнительного влияния родителей на потомство. В процессе эволюции объем мозга человека увеличивался благодаря передаче все большего числа культурных традиций от поколения к поколению. По словам Палмера и Коу, время существования традиций превосходит время существования одного, двух поколений; традиционные поведенческие модели накапливаются – размер мозга растет.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Похожие записи:


Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:

Добавить комментарий

* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Наверх