Как известно христианство не признает идею реинкарнации. На мой взгляд, это его несомненный минус.
Что лучше для общества, тем более для такой влиятельной религии? Когда человек считает, что постоянно возвращается в этот мир и соответственно его отношение к миру должно быть бережным. Или когда человек считает, что живет на земле один раз, что хорошо характеризует известная поговорка: «После нас хоть потоп», употребление которой приписывается римскому императору Тиберию еще 2 тысячи лет назад.
Кроме того, понятие реинкарнации неотделимо от понятия кармы и если человек возвращается, то с грузом своего прежнего опыта и поступков, что вынуждает его более ответственно подходить к своим поступкам.
Конечно, вопрос включения такого рода догмы в религиозное учение не является вопросом его удобства для людей, но вопросом его соответствия картине мира.
Здесь возникает интересная ситуация. В христианстве, в частности в Библии сохранилось довольно много следов того, что первоначально эта идея там присутствовала.
Здесь я не буду оригинальным и просто соберу вместе все, что смогу найти на эту тему в интернет.
Решением Второго Константинопольского Собора (553 г. н. э.) учение о перевоплощении было объявлено еретическим. Сделано это было через одобрение эдикта императора Юстиниана от 543 года, объявляющего еретиком Оригена – одного из отцов-основателей христианской церкви. Хотя есть мнение, что этот документ был просто впоследствии помещен в решения собора, а на самом деле на соборе не обсуждался.
Если читать материалы о том событии можно сделать вывод, что учение о перевоплощении в то время было популярно и распространено среди христиан.
Некоторые эпизоды из Библии можно интерпретировать как свидетельство того, что участники тех событий принимали идею переселения душ.
Один из самых известных эпизодов содержится в Евангелии от Иоанна (глава 9):
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нём явились дела Божии.»
Ученики спрашивают Иисуса, сам ли человек виновен в том, что родился слепым. Когда человек мог согрешить до своего рождения, если только не в прежней жизни? То есть сам вопрос учеников и ответ Иисуса предполагают, что они допускают возможность того, что на жизнь человека оказывают влияния события, совершенные им в прошлых жизнях.
Далее рассмотрим еще один эпизод из Евангелия от Иоанна (глава 3),
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?»
Слово «свыше» это перевод греческого слова ??????. В словаре есть несколько альтернативных переводов: 1) сверху; 2) сначала, прежде 3) снова, заново. Один из них – «снова». В англоязычной версии Библии используется в основном словосочетание «born anew» – родиться снова (заново).
‘Родиться свыше’ может истолковываться как указание на вхождение в Царство Божие. ‘Родиться снова’ может означать новое рождение (перевоплощение) на Земле. В таком виде перевод указывает на реинкарнацию. Если сравнить получившиеся тексты этого эпизода при значениях слова «свыше» и «снова» видно, что именно при втором варианте весь текст имеет смысл. Если же использовать слово «свыше» смысл всего текста становится туманным.
Хотя возможно здесь идет речь о (пере)рождении духовном, которое может произойти с человеком в любом возрасте. Но последняя фраза: “Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?” говорит о том, что речь идет именно о земных, а не духовных делах.
Ну и еще один эпизод. Речь о нескольких упоминаниях в Библии Иоанна Крестителя как «реинкарнации» ветхозаветного Илии.
Лук. 1:13-17. В этом эпизоде ангел обращается к Захарию – будущему отцу Иоанна о том, что в его сыне воплотится «дух и сила» Илии.
«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.»
В книге пророка Малахии (глава 4) примерно то же: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.»
В Евангелии от Матфея (глава 17) ученики спрашивают Иисуса:
«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.»
На сегодня, пожалуй, хватит. В следующий раз попробую использовать чтения Эдгара Кейси. Он указывал на конкретные фрагменты Библии, по его мнению упоминающие реинкарнацию.