Часто ли мы осуждаем себя или кого-то другого за недостаточную силу воли? Это случается сплошь и рядом. Но, возможно, вы подумаете дважды, прежде чем сделать это ещё раз, прочитав последние исследования о том, как связаны между собой сила воли и надёжность ситуации.
Это исследование является одним из вариантов известных исследований Уолтера Мишеля (Walter Mischel), опубликованных в 1972 году, и показавших, что маленькие дети значительно различаются в их способности к самоконтролю. В этих исследованиях Мишель с коллегами собрали в одной комнате более сотни дошкольников, положив на стол зефир. Исследователь объяснил, что каждый ребёнок может съесть одну зефирину сейчас или подождать, пока он вернётся в комнату, и тогда взять уже две штуки.
За этими детьми впоследствии наблюдали вплоть до средней школы. “Откладыватели” – дети с высоким самоконтролем с самого начала реже сталкивались с проблемой наркозависимости, лучше строили отношения со своими ровесниками и имели лучшие оценки в школе. “Рвачи”, которые хватали свой зефир уже через несколько секунд или минут отсутствия исследователя, зачастую имели проблемы с поведением и плохо справлялись в школе.
Некоторые люди используют эти исследования, чтобы доказать, что хороший самоконтроль – врождённая черта.
Это довольно тревожные результаты. Неужели сила воли в возрасте четырёх лет может предсказать чей-то будущий успех? Мишель, вероятно, чувствовал себя также, поскольку позже он провёл серию экспериментов для проверки, можно ли обучением укрепить силу воли. (Забегая вперед: да, можно).
В недавней версии экспериментов с зефиром, исследователи Селеста Кид, Холи Палмери и Ричард Аслин (Celeste Kidd, Holly Palmeri, Richard Aslin) пытались понять, может ли сила воли подвергаться воздействию того, что можно было бы назвать невидимой силой – надёжности исследователя, который проводит эксперимент. Они отобрали 28 детей в возрасте от трёх до пяти лет для двух ситуаций: надёжной и ненадёжной.
Детям было сказано, что им дадут возможность декорировать чашку с помощью наклеек и карандашей. Во всех случаях дети сидели за столом с банкой с использованными цветными карандашами. В “ненадёжной” группе исследователь сказал детям, что они могут подождать, пока он принесёт новые предметы для рисования. Однако через несколько минут он возвращался с пустыми руками со словами: “Простите, я ошибся. У нас нет больше никаких предметов для рисования”. Исследователь также предлагал детям помочь со стикерами, и об этом обещании тоже забывал.
В “надёжной” ситуации исследователь возвращался, как и было обещано, сперва с подносом новых предметов для рисования, а затем с набором больших стикеров.
После давалась инструкция к заданию с зефиром: одна штука сейчас или две, если вы можете подождать.
Дети из “надёжного” эксперимента в среднем были готовы ждать до 12 минут, причём 9 прождали все 15. Дети из “ненадёжного” эксперимента, наоборот, могли подождать в среднем три минуты, и только один ребёнок сопротивлялся искушению целых 15 минут. Так что дети из “надёжной” ситуации протянули в четыре раза дольше, чем дети из “ненадёжной” – удивительные результаты для одного исследования.
Авторы исследования описали выбор «рвача» как рациональный ответ, ставший следствием того, что дети выучили тот урок, когда исследователь может не вернуться с обещанным вознаграждением. Как гласит ироничный заголовок в “Mother Jones”: “Задержанное удовольствие – не выигрышная стратегия, если исследователи большие жадины”.
Этот, пусть и небольшой, эксперимент показал потрясающую силу влияния других людей на формирование нашей силы воли, в лучшую или худшую сторону. Таким образом, когда мы пытаемся объяснить человеческое поведение, мы переоцениваем силу личности и недооцениваем силу ситуации – контекст, в котором мы находимся. Люди, с которыми мы находимся, и то, как они с нами обращаются, могут иметь сильное влияние на наш самоконтроль.
Таким образом, дети, которые живут с родителями в трудных обстоятельствах (бедность, психическая болезнь, алкоголизм и другие зависимости) не могут рассчитывать на стабильность и предсказуемость, которая обнадёживает большинство детей из благополучных семей и позволяет им строить планы на хорошее будущее. Для этих детей рационально, так сказать, “съесть зефир”, нежели ждать лучшей награды, которая может никогда и не появиться.
Так что, если вы хотите развить силу воли, постарайтесь привлечь в свою жизнь больше стоящих доверия людей. Надёжная, предсказуемая окружающая среда может больше повлиять на вашу готовность к культивированию и использованию силы воли, чем вы можете себе представить. К счастью, становясь взрослыми, мы в большей степени обладаем возможностью создавать такую среду, выбирая друзей и обстоятельства жизни.
Хорошая статья. Интересный подход о формировании окружения для укрепления “силы воли”. Вот только старина Аллен Карр в своей книги про наркотики (никотин) “Легкий способ бросить курить” очень убедительно показал, что с никотином метод “силы воли” для того, чтобы бросить курить совершенно не работает. Думаю, что свой выбор в каждой ситуации стоит строить не на силовом управлении собой, посредством “силы воли”, а в результате взвешенного интуитивного действия, с необходимой степенью логического анализа (в некоторых ситуациях логический анализ не работает).