Гениальность — это 1 процент вдохновения и 99 процентов труда. — Томас Эдисон — изобретатель

Правила и методы мозгового штурма

Мозговой штурм – это способ решения вопросов, основанный на стимулировании творческой активности группы участников. Целью данного подхода является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации.

мозговой штурм

Сочетание групповой дискуссии с методами мозгового штурма – это один из лучших способов получения множества идей, поскольку разные люди обладают разными стилями мышления и жизненным опытом.

Это позволяет затратить меньше времени и энергии по сравнению с попыткой найти решение силами какого-то одного человека. Другими положительными моментами такого группового обсуждения является то, что оно стимулирует творческую активность участников, а также помогает каждому участнику группы сделать своё сознание более открытым другим взглядам на вещи.

Метод может применяться как в компаниях для принятия управленческих решений, так и с определенными модификациями в индивидуальных целях.

История возникновения

Alex Faickney Osborn

Алекс Осборн

Мозговой штурм (или брейнсторминг (брейншторминг); на английском языке пишется — brainstorm) разработал американский журналист Алекс Осборн (1888 – 1966).

Первоначально метод был предложен для работников рекламного агенства, основателем которого являлся Осборн. Автору приписывают такие высказывания:

  • «Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня».
  • «Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

Таким образом главная идея метода — это большое количество разнообразных идей, из которых затем можно будет отобрать наилучшие.

Интересно отметить, что основатель другого известного метода генерации идей — ТРИЗ Г.С. Альтшуллер полагал, что наоборот, важно качество идей, а не их количество.

Вступительные правила

При проведении мозгового штурма необходимо определить руководителя или ведущего, который будет управлять процессом. Ведущий ставит задачи, определяет правила и координирует обсуждение.

Генерация и анализ идей чаще всего выполняются одними и теми же участниками, однако возможно, что это будут разные люди. В некоторых случаях это обеспечит большую объективность принимаемых решений.

Основные проблемы мозгового штурма, как правило, заключаются в растягивании времени обсуждения, а также в страхе участников быть раскритикованными другими. Первая проблема решается ограничением времени на обсуждение. Избавиться от второй проблемы сложнее и, чаще всего, полностью невозможно. К этому можно только стремиться.

брейнсторминг

Этапы и технология мозгового штурма

1. Сформулируйте текущее состояние и цели

В первую очередь сформулируйте текущее состояние, из которого необходимо найти выход, или опишите проблему, которая должна быть решена. Каждый участвующий должен знать конечную цель обсуждения. Задайте временные рамки и сформулируйте правила сессии, которые включают отсутствие критики и каких бы то ни было суждений относительно предлагаемых идей. Назначьте человека, который будет записывать все генерируемые идеи на бумаге или на доске.

2. Генерация идей

Вовлеките каждого участника в процесс через поочерёдные выступления. Поощряйте их вбрасывать столько идей, сколько возможно. Участники должны высказать свои предложения и идеи, которые нужно записать без какого-либо цензурирования. Координатор мозгового штурма должен пресекать любые попытки оценок жизнеспособности сгенерированных участниками идей, прежде чем сессия будет закончена.

Если вы участник штурма, сконцентрируйтесь на ситуации и высказывайте свои предположения без страха быть высмеянным или раскритикованным. Стимулируйте собственное творческое мышление и воображение. Подумайте о любых возможных решениях задания, которые вы могли бы принять. Вы также можете предпринять мозговой штурм по поводу идеи любого другого участника группы и расширить представления об его изначальном предложении.

3. Анализ

Когда отведенное на сессию время закончится, соберите все предложения и проанализируйте их вместе с группой. Опросите всех участников, чтобы выбрать из списка всех полученных идей 5 лучших. Сделав это, вы можете продолжить более узконаправленный мозговой штурм для развития этого перечня идей.

Чтобы получить окончательный результат или идею, спросите сами себя, как бы вы оценили по 10-балльной шкале данную идею применительно к вашей ситуации? Вы можете довериться интуиции использовать свои внутренние ощущения.

Конечное решение может потребовать ещё одну или более сессий. Если вы столкнулись с такой ситуацией, раздайте список участникам для ознакомления, чтобы они могли дальше анализировать его и предлагать новые решения. Сформулируйте критерии оценки конечного результата, так чтобы каждый мог понять, что он должен предложить на следующей сессии.

4. Выполнение

Как только ваша группа пришла к согласию и сформировала окончательное решение, выполните его. Обеспечьте обратную связь, чтобы можно было увидеть, есть ли результат. При отсутствии результата, вам стоит посмотреть на проблему под другим углом и организовать дополнительную сессию обсуждения.

Советы по проведению

  1. Обеспечьте расслабляющую обстановку и атмосферу. Люди более способны к продуктивному мышлению, когда их ничего не отвлекает, и они чувствуют себя свободно. Хорошо, если мозговой штурм будет проходить в форме некой игры.
  2. Лучше, если в процессе участвует небольшая группа порядка 5 человек. Если группа большая, лучше разделить её на части. Большая группа потребует большего времени и нескольких сессий, прежде чем вы сможете сформулировать окончательное решение.
  3. Чем больше участники отличаются друг от друга, тем больше преимуществ вы имеете, поскольку это позволит получить более разнообразные мнения.

Обратный мозговой штурм

Целью данного приема является выявление слабых мест и недостатков. Здесь вместо поиска решения проблемы производится поиск ситуаций, ухудшающих положение.

Примерное использование техники:

  1. Сформулируйте проблему и запишите ее.
  2. Задайте вопрос, как вызвать проблему или ухудшить ситуацию.
  3. Проведите мозговой штурм для поиска ответов на эти вопросы.
  4. Соберите перечень возможных ухудшений ситуации.
  5. «Переверните» их и выполните поиск решений по исправлению выявленных проблем.

Индивидуальные методики

С некоторыми особенностями вы можете устроить мозговой штурм и для решения каких-то личных вопросов. Для того чтобы продуцировать множество идей, нужно расширить ваше мышление, научиться смотреть на вещи под разными углами.

Скажем, вы хотите найти способ заработать больше денег. Начните с написания вашей цели в виде вопроса. Например, «Как заработать сумму ХХХ в течение года?» Написав определённую сумму, вы делаете более ясным то, чего вы намереваетесь достичь. Когда вы задаёте себе вопрос «как», ваш мозг начинает искать ответ. Вы сможете сконцентрироваться и привлечь соответствующие идеи.

Запишите свои мысли и идеи, но не оценивайте их сразу. Не задумывайтесь над их жизнеспособностью. Продолжайте, пока вы не напишите, по меньшей мере, 20 идей. Если вас посетило вдохновение, запишите их больше 20, но ни в коем случае не останавливайтесь, пока не запишите 20.

Выберите из списка то, что вы могли бы сделать прямо сейчас, и просто сделайте это. Просто начав, вы заложите основание для того, чтобы процесс достижения начал осуществляться.

Также для поиска идей полезен такой инструмент как интеллект-карты, но об этом в другой статье.

11/04/2012  |  Андрей ЛожниковРазвитие мышления и памяти
Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:



Добавить комментарий

Комментарий будет добавлен после проверки модератором


Subscribe without commenting

Наверх