В России с 2019 года введен новый экспериментальный режим налогообложения, главная задача которого – легализовать профессиональную деятельность самозанятых и предоставить возможность таким гражданам работать в рамках правового поля государства, делая налоговые отчисления с дохода.
Гражданско-правовые сделки, в том числе купли-продажи или оказания услуг, подразумевают предоставление покупателю/заказчику чека, который является официальным подтверждением передачи денежных средств продавцу/исполнителю. Самозанятые также обязуются оформлять расчетный документ.
СОДЕРЖАНИЕ
Необходимость чека плательщику НПД
Законодательно закреплено, что самозанятому не нужно использовать онлайн-кассу, однако есть обязанность формировать расчетные документы-чеки с помощью специального приложения после получения оплаты за предоставленный товар или услугу.
Предоставление расчетного документа позволяет органам налоговой службы вести учет о доходах НПД, учитывая установленные годовые лимиты дохода для такой формы налогообложения – 2,4 млн руб. в год. В случае превышения указанной суммы плательщик налога на профессиональный доход должен будет перевестись на другую форму налогообложения. Кроме того, на основании предоставленной в ФНС информации о доходах рассчитывается размер НПД, который составляет 4 % при получении оплаты от физических лиц и 6 % – при расчете с юридическими лицами.
Гражданское законодательство РФ допускает заключение простых по форме договоров купли-продажи и оказание услуг, где основные положения регламентированы ГК РФ, а подтверждением заключения сделки и выполнения обязанностей служит чек. По аналогии можно привести пример использования услуги проезда в общественном транспорте или пополнение счета мобильного телефона через терминал. В обоих случаях подтверждением заключения является проездной талон или чек.
Наличие его иногда требуется, когда юридическому лицу для совершения оплаты необходимо получение счета от самозанятого, но в таких случаях рекомендуется использовать специальную программу, через которую возможно формирование счета-сметы с указанием реквизитов плательщика НПД.
Если нет возможности использовать специальное программное обеспечение для формирования расчетного документа, самозанятый может самостоятельно подоготовить чек, который должен содержать:
- описание выполненной работы или оказанной услуги;
- дату и время составления;
- цену и реквизиты плательщика.
Наличие чека позволит самозанятому обратиться в суд на законных основаниях, если заказчик или покупатель не исполнит свои обязательства по оплате.
Внимание! Проверить наличие задолженности по результатам отчетного периода можно на сайте налоговой.
Как подготовить чек
Избавить себя от необходимости при каждой сделке формировать чек поможет привязка приложения мобильного банка к сервису «Мой налог», который является основным инструментом для ведения отчетности. Сделать этом можно путем посещения банка, в котором открыт счет, или обращения через службу поддержки клиентов финансового учреждения.
После привязки приложения чек будет автоматически формироваться, а информация о сумме и плательщике – автоматически направляться в ФНС.
Есть еще одна категория самозанятых, которым не нужно самостоятельно формировать чеки. Речь идет о плательщиках НПД, работающих на электронных площадках и с помощью агрегаторов такси. При такой форме деятельности налоги выплачиваются партнерами самозанятого – электронными платформами, с помощью которых он работает.
Совершенных автоматизированных систем не существует, и приложение «Мой налог» не исключение: в нем тоже происходят сбои. Еще ситуация – заказчик/покупатель перечислил деньги на другую карту самозанятого.
В любом случае плательщик НПД должен знать, как самостоятельно выдать чек, и для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Открыть приложение «Мой налог» через браузер или смартфон.
- Кликнуть «Новая продажа».
- Ввести информацию о сделке – наименование услуги.
- Указать сведения о клиенте.
- Выбрать категорию клиента, которому оказана услуга: физическое или юридическое лицо – организация или предприятие.
Важно! Последнее действие особенно важно, поскольку от этого зависит, по какой ставке будет рассчитываться налог.
Чтобы понять, как выглядит образец чека, можно найти его в приложении «Мой налог».
В какой срок чек самозанятого должен быть оформлен
Самозанятый обязан сформировать чек до 9-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем проведения сделки и получения оплаты. Предоставленного периода достаточно для получения чека клиентом, а налоговой – для расчета суммы налога, обязательного к оплате.
Если клиент расплачивается в момент личной встречи, то получить чек от самозанятого он должен сразу после передачи денежных средств.
Способы передачи чека клиенту
Если оплата производится при личной встрече, то самозанятый обязуется выбить чек сразу, к тому же законодательство предусматривает еще несколько способов передачи расчетного документа:
- Чек, подготовленный на бумаге, распечатанный на принтере или с помощью терминала на чековой ленте, самозанятый выдает лично в руки.
- Предоставляется в электронном виде – QR-код для считывания специальной программой, установленной на телефоне.
- Направляется по почте, MMS.
Если сделка проводится при безналичной оплате и дистанционно, то чек можно отправлять Постой России, службой доставки, курьером или с помощью электронной почты.
Важно! В приложении «Мой налог» предусмотрена возможность выписать чек задним числом.
Когда чек можно не предоставлять
Не всегда самозанятый должен сформировать и выдать чек. К таким ситуациям относятся следующие случаи:
- Плательщик НПД работает через электронную платформу-посредника, которая самостоятельно удерживает налог и направляет в ФНС.
- Продажа товаров через посредника – передача продукции на реализацию в интернет-магазин.
- Если клиент отказался от покупки товара или заказа услуги.
Важно! В последнем случае самозанятому нужно аннулировать чек, если он был уже сформирован, в противном случае потребуется заплатить налог с несостоявшейся сделки.
Если самозанятый не выдал чек, то за такую бездеятельность предусмотренна ответственность в виде штрафа.