Свое название эффект получил по названию завода (Hawthorne Works), где проводились исследования. Суть эффекта заключается в том, что результат исследований оказывается искаженным, если участники понимают, что участвуют в эксперименте.
Исследования проводились группой ученых, возглавляемых Элтоном Мэйо в период 1924-1932 гг.
Исследования проводились на заводе компании «Вестерн Электрик» в городе Сисеро. Ученые должны были выяснить факторы, которые влияли на производительность труда рабочих на заводе. В качестве подопытных ученым выделили группу работниц по сборке реле для одной телефонной компании. В эксперименте участвовало 6 женщин, одна из них подавала детали, а остальные 5 проводили сборку.
В течение 1927-1928 годов вносились различные изменения в условия труда: увеличивались перерывы на обед, сокращался рабочий день, увеличивался размер выплачиваемой премии.
Затем условия труда ухудшались, но производительность труда продолжала расти.
Ученые пришли к выводу, что на работниц влиял сам факт проведенного эксперимента: их выделили в специальную группу, которая находилась в центре всеобщего внимания, за ними наблюдала вся фабрика. Хоторнский эффект проявляется в том, что люди знают, что их изучают и поэтому ведут себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. Хотя возможно эти люди просто читали книгу 7 навыков высокоэффективных людей и действовали в соответствии с описанными в ней советами.