В религии, как известно, идет постоянная борьба добра со злом. Ангелы сражаются с беспощадными демонами. Но что если сравнить ученых с ангелами и демонами по характеру их исследований? В этом случае исследователей бьющихся за человеческий альтруизм велено причислить к ангелам, когда же экономический эгоизм направляется прямиков в ад.
Исследование, вышедшее на страницах Proceedings of the National Academy of Sciences, предполагает, что эгоизм, как важная структура личности, не является плохим.
Омар Тонси Эльдакар и Дэвид Слоан Уилсон предложили посмотреть на проблему другими глазами. Их работа была выпущена интернет-изданием Proceedings of the National Academy of Sciences. Эгоистичные люди часто находят собственные причины, дабы избавляться от других эгоистов в социуме. Получается такая своеобразная игра в царя горы. Кто на вершине тот и заказывает музыку.
Учеными была предложена теория, имеющая недвусмысленное название «Наказание эгоистов». В чем ее суть? Суть в том, чтобы использовать в виде основной силы альтруистов и наказывать эгоизм и его сторонников. С точки зрения морали и других правовых норм это сущий цинизм, но весьма точный, если обратиться к теории эволюции Чарльза Дарвина. Существует теоретическая модель, опубликованная в Proceedings of the National Academy of Sciences и компьютерная модель, вышедшая в свет в Journal of Theoretical Biology. Вторжение происходит со стороны эгоистов, но собственная жадность не позволяет им вытеснить полностью альтруизм как вид, поэтому и происходит постоянное балансирование на острие ножа.
Внутри одной социальной группы трудятся лишь альтруисты, ловко управляемые эгоизмом. Однако не всегда эгоистические настроения бывают доминирующими в социуме. Альтруизм имеет возможность развиваться посредством закона джунглей. Все это происходит до тех пор, пока чаша весов с плохими чертами высокоморального общества не начинает тянуть вниз. Теории эволюции хорошо отражают конфликт добра и зла в одной системе.
Складывается впечатление, что некоторые достоинства эгоизма можно ликвидировать через наказание, но само по себе наказание является отростком альтруизма. Если вы платите за уборку территории в городе, то всем его жителям от этого становится лучше, но не лучше только вашему кошельку. В экономике принято называть эту ситуацию «проблемой высшего порядка общественных благ».
Добиться хорошего поведения можно не только наказанием, но и поощрением. Кнут и пряник подвержены сами по себе влиянию извне.
Эльдакар и Уилсон на основе своего опыта начали пытаться наказывать эгоистов. Проведенный эксперимент доказал, что люди, предрасположенные к обману, чаще остальных являются мишенями для других обманщиков или же сами вершили суд над «себе подобными». Если опять перенестись в животный мир, то и там можно найти схожий пример. Так, например, существует вид пчел, которые размножаются таким образом, чтобы у других представителей этого вида ничего не получилось, в плане репродукции.
Может ли быть, что эгоистичное наказание чрезмерно сурово в глазах всевидящей морали? По словам исследователей, это больше напоминает простое разделение труда, нежели естественный отбор. Альтруисты расплачиваются с эгоистами собственным рабством и эксплуатацией, но в тоже время эгоисты не остаются в долгу, отдавая дань тем же самым альтруизмом. В этом случае альтруисты наказывают всех, и только им повезло не платить двойную цену. Таким образом, в любой социальной группе, в любом обществе должны быть свои «хорошие» и «плохие». Не будет одной из ячейки и хорошее может само по себе превратится в «плохое» без всякого внешнего вмешательства. Везде нужны свои ангелы и бесы.