Каждый человек в своей жизни сталкивается с критикой в свой адрес. Критикуя, человек высказывает свое негативное отношение к чему-либо. Это право каждого. Важно наше отношение к критике. Почему в одних случаях критика может навсегда испортить отношения между людьми, а в других стать стимулом для самосовершенствования? Существует два вида критики – деструктивная и конструктивная.
Деструктивная критика ставит своей целью причинить боль человеку, отомстить, обидеть. Такая критика может быть как бессознательной, сказанной в порыве гнева, так и сознательной, преследующей цель унизить, самоутвердиться за чужой счет. Людей, слабых, неуверенных в себе такая критика способна дестабилизировать, загнать в угол, лишить желания двигаться вперед и добиваться поставленных целей.
Совсем другое дело критика конструктивная. Она направлена на достижение результата и продиктована желанием помочь, стимулировать принятие правильного решения. Искренность намерений критикующего и его открытое выражение своего мнения приводит, как правило, к улучшению отношений.
Не стоит, услышав критику в свой адрес, сразу начинать оправдываться или начинать агрессивно отстаивать свою точку зрения. В любом случае сначала лучше разобраться, что стоит за прозвучавшей критикой. Если вы считаете критику в свой адрес несправедливой, уместно будет частично с ней согласиться, задав при этом несколько уточняющих вопросов типа: «- Что конкретно Вам не нравиться?», «- Высказанные вами замечания заключаются только в этом или есть что-то еще?». Если же вы считаете, что действительно заслужили критику, лучше сразу ее принять, поблагодарив собеседника за заинтересованность, избежав при этом извинений.
В обоих случаях реакция на критику должна быть положительной, тон разговора сохраняться ровным и доброжелательным.
В зависимости от ситуации мы выступаем либо в роли критиков, либо подвергаемся критике сами, поэтому необходимо научиться правильно вести себя в обоих случаях.