Одним из самых важных факторов личностного развития является обретение уверенности. Иными словами, любой успех зависит от уверенности определенного вида.
Все определяется уверенностью
Попросту говоря, когда от вас требуется выполнить некую задачу, все сводится к тому что, не будучи уверенными в себе, вы не сможете ничего сделать. Вы должны быть уверенны в том, что справитесь, еще до того, как вы к ней приступите. Да, для этого вам нужен определенный уровень знаний, но то, на что вы действительно можете положиться, так это уверенность.
Возьмем, к примеру, сдачу экзамена. Неважно, какого именно: школьного, студенческого или экзамена на повышение квалификации.
В конечном счете, все эти экзамены ничем не отличаются. Вы должны подтвердить, что получили те знания, о которых заявляете. И, если за время своего обучения вы действительно посещали все необходимые занятия, более чем вероятно, что вы приобрели все необходимые знания.
Тем не менее, большинству из нас экзамены даются нелегко вне зависимости от того, насколько хорошо мы к ним подготовлены. И почти всегда в группе есть несколько удачливых студентов, которые, кажется, с легкостью сдают экзамены, причем без видимых волнений.
Благодаря чему у этих людей все так получается? Вы думаете, что дело здесь в везении, или, в основном, в знаниях? Все дело в уверенности. Не имея уверенности в себе, даже самые знающие студенты могут легко провалиться на самом простом экзамене.
Почему же мы чувствуем себя так некомфортно при сдаче экзамена? Потому, что экзамены являются ярким примером некоего испытания нашей компетентности в определенной области. И не имеет значения, насколько вы хороши в этой области. Пока вы проходите экзаменацию, вас будут мучить сомнения, и всегда найдется парочка вопросов, которые вы будете задавать себе, пока идет экзамен.
Полные сомнений и негативные вопросы
Вот примеры таких сомнений:
- Действительно ли я достаточно подготовлен, чтобы сдать экзамен?
- Некоторые не справились с этим заданием. Смогу ли я?
- Конечно, я не подготовился как следует. Что же теперь делать?
- Что скажут окружающие, если я провалюсь?
Есть еще целая куча вопросов, которые можно задавать себе при прохождении экзамена. Например, что-нибудь вроде этого:
- Почему я не могу решить эту задачу?
- Вот опять вопрос, которого я не знаю. Я хоть что-нибудь знаю по этому предмету?
В зависимости от особенностей склада личности эти вопросы могут отличаться, но большинство из них будут именно такого вида, как показано. Вы можете проявлять негатив по отношению к себе или заниматься самокритикой.
Будьте позитивны и конструктивны
Ваша самокритичность, в которой нет ничего конструктивного, не поможет ни решить проблемы, ни ответить на вопросы. Негативное отношение к вашему вполне вероятному недостатку знаний в экзаменуемой области ничем вам не поможет. Обычно это ведет лишь ко все большему усилению волнения. А время, выделенное на задачу, истекает. И вы отправляетесь домой в полной уверенности, что провалились.
С большинством людей такое происходило. И вот в чем причина.
Это верно, что нужно задавать самому себе правильные вопросы, когда вы выстраиваете логическую цепочку в поиске решения задачи. Но вот чем многие из нас пренебрегают, так это тем фактом, что даже вопросы могут оказывать негативное влияние на наше поведение. Это как будто вы, даже просто задавая вопрос, автоматически подтверждаете самому себе, что вы и в самом деле не знаете ответа. Так вы продолжаете спрашивать себя, чтобы продвигаться к решению задачи, но по той причине, что большинство, или, может, даже все вопросы ставятся негативно, вы подсознательно уводите себя дальше и дальше от возможно правильного решения.
Будьте позитивно настроены, приступая к решению какой-либо задачи, причем удостоверьтесь, что даже вопросы, которые вы задаете себе, сформулированы позитивно.
Задавайте себе позитивные вопросы
На примере приведенных выше вопросов покажем их позитивный вариант. Проанализировав любой из них, можно увидеть, что такие вопросы не оставляют места для сомнений в своих знаниях. Каждый из них уже предполагает, что вам известен правильный ответ, а вопросы только медленно подводят вас к нему.
Итак, вопросы, сформулированные позитивно:
- На самом ли деле этот экзамен так тяжело сдать, как говорят? Я уверен, что легко сдам его.
- Некоторые не смогли сдать экзамен. Почему? Это не может быть настолько сложно.
- С чего начать? Действуем по плану: быстро просматриваем все вопросы и в первую очередь отвечаем на самые легкие.
- Что скажут мои друзья, когда я сдам экзамен? Что я скажу в поддержку тем, кто не сдал?
Таким же образом можно сформулировать и вторую часть вопросов:
- Как бы попроще ее решить?
- Что я знаю об этом вопросе? Даже если я еще не нашел решения, любая мелочь будет полезна.
Таким образом, постановка позитивных вопросов выступает здесь фактором, повышающим уровень вашей уверенности, и, причем, делает это быстро и естественно. Позитивные вопросы означают, что вы исходите из предположения, что у вас достаточно способностей, чтобы найти ответ. Формулирование таких вопросов – верный способ приблизиться к правильному решению.
Конечно, сами по себе позитивные вопросы не спасут вас, если вы ничего не знаете по предмету, но благодаря им вы никогда не потеряете уверенности в себе из-за негативных вопросов.
Позитивные вопросы и позитивный подход к любой задаче в целом снимут с ваших плеч большую часть возможного давления и нервозности, обострят вашу проницательность, позволяя вам мыслить четко и быть готовыми к решению самых сложных задач.