Французский ученый Клод Бернар отмечал, что не существует правил, по которым должна рождаться продуктивная идея для проведения исследования, идея приходит спонтанно, ее природа сугубо индивидуальное. Однако, когда идея появляется, то ее следует согласовать с определенными логическими правилами и предписаниями к действиям, которых не может избежать ни один экспериментатор. Не стоит поддаваться также иллюзии, что экспериментирование – это лишь выполнение инструкций, которые приводят к успеху. Ученый отметил: “Экспериментальный метод не дает новых и продуктивных идей тем, у кого их нет; этот метод служит для того, чтобы направить идеи и развивать идеи тех, у кого они есть, чтобы получить из этих идей лучшие результаты”.
Этой теме посвящена магистерская диссертация и дальнейшие советы из нее касаются, прежде всего тех, у кого есть предчувствия идей для психологического исследования.
Прежде чем начать исследование, необходимо проанализировать соответствующую литературу. Экспериментатор может сформулировать некую теорию (авторскую модель изучаемого явления) и гипотезы, которые нужно проверить. Он должен определить, какие переменные он будет контролировать и каким образом их измерять. Полученные экспериментальные данные необходимо проанализировать, объяснить и определить, какие новые знания удалось получить. Научиться обрабатывать данные помогут методы математической статистики.
Перед проведением эксперимента убедиться в том, что вы знаете ответы на следующие вопросы:
1. Сколько участников исследования необходимо?
2. Как будет организовано исследования – индивидуально или в группах?
3. Как долго продлится эксперимент?
4. Будут установлены ограничения и правила общения участников?
5.Существуют ли какие-то критерии, которые определяют невозможность стать участником исследования?
6. Подготовлены ли все материалы и оборудование?
7. Каким образом будут обработаны данные исследования?
8. Как будет осуществляться интерпретация полученных результатов?
Выяснив ответы на эти вопросы, можно определить, действительно ли вы хотите провести исследование.
Перед большинством преподавателей психологических дисциплин возникают определенные проблемы, когда речь идет об определении студентами собственных планов научной работы, главная из которых: у студентов нет идей. Конечно, преподаватели убеждают студентов, что в психологии еще много нерешенных проблем, тем не менее, дефицит научных замыслов имеет место и вызывает отчаяние, как взволнованных наставников, так и самих студентов.
Преподаватели понимают, что научное исследование – это не результат тщательного самоотверженного исполнения распоряжений, студенты должны стремиться к самостоятельному поиску. Тот, кто чувствует в себе призвание к научному поиску в психологической науке, не должен падать духом. Первые научные попытки метров психологической науки тоже не всегда были удачными.