Вы любите жизнь? Тогда не тратьте время, потому что это материал, из которого сделана жизнь. — Бенджамин Франклин — американский просветитель

Метод контрольных вопросов для решения творческих задач

Творчество – процесс многогранный, поэтому изобретатели в процессе творческого поиска используют всевозможные методы активизации мышления, помогающие решать поставленные задачи и находить новые идеи. Среди множества популярных психологических методик, применяемых для генерации идеи и решения творческих задач, можно выделить метод контрольных вопросов.

метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов (МКВ) – это психологическая техника, позволяющая находить решение проблемы с помощью ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность. Отвечая на вопросы, изобретатель активизирует свое мышление, стараясь найти новое, необычное решение задачи.

Суть метода

Данный метод не имеет какого-то конкретного автора. Разные авторы разрабатывали и предлагали свои варианты вопросов. Сюда можно отнести списки вопросов таких известных авторов, как: А. Осборн, Д. Пирсон, Д. Пойа, Г. Буш, Г. Альтшуллер, Т. Эйлоарт. Вопросы, предложенные этими авторами, вот уже много лет с успехом применяются в области поиска творческих решений наряду с такими методиками, как метод синектики или мозгового штурма.

МКВ помогает изобретателю более полно осознать суть проблемы, рассмотреть ее со всех сторон и систематизировать поиск решения. Эта методика является улучшенным методом проб и ошибок. Таким образом, каждый контрольный вопрос выступает в роли пробы или серии проб. При составлении списков авторы на основе изобретательского опыта выбирают самые эффективные вопросы. Благодаря этому МКВ работает более продуктивно, нежели обычный метод проб и ошибок. Однако отсутствие понимания всех тонкостей техники изобретательства проводит к тому, что в списках появляется множество поверхностных вопросов. По этой причине основной областью применения методики является решение задач второго уровня.

Принцип работы метода

Прежде всего, необходимо дать определение проблеме. Например: «Придумать название для фирмы», «Разрешить спорную ситуацию с сотрудниками», «Разработать новый вид продукции».

На данном этапе задача имеет общее название. Теперь нужно придумать ей интересное название. Например: «Придумать ироническое название», «Придумать агрессивное название», «Придумать философское название».

Когда название будет готово, нужно составить список контрольных вопросов или воспользоваться одним из универсальных списков любого из авторов.

Теперь можно рассматривать поставленную задачу с позиции трех формулировок. Чем больше вариантов удастся придумать, тем лучше.

Какие бывают списки вопросов?

В качестве примера можно рассмотреть наиболее популярные списки вопросов, которыми часто пользуются изобретатели.

Список вопросов А. Осборна

Эти вопросы касаются физических предметов, однако их можно видоизменять и использовать для решения любой задачи.

  • Можно ли найти новый способ использования рассматриваемого объекта?
  • Что можно добавить к нему?
  • Что можно продублировать в нем?
  • Что можно поменять?
  • Поменять скорость движения?
  • Подобрать другую форму, окрас, звук?
  • Подобрать другой компонент?
  • Сделать из другого материала?
  • По-другому расположить?
  • Объединить несколько задач или функций в одну?
  • Поменять местами последовательность выполнения операций?
  • Повернуть наоборот?

Список вопросов Т. Эйлоарта

Список вопросов, придуманный английским изобретателем Т. Эйлоартом, считается одним из лучших. Он представляет собой так называемые задания самому себе (последовательность действий в процессе поиска решения задачи).

  • Рассмотреть все характеристики и определения будущего изобретения. Попытаться изменить их.
  • Четко сформулировать задачи. Подобрать другие формулировки. Разделить главные и второстепенные задачи. Найти подобные задачи.
  • Рассмотреть минусы решений, которые уже имеются. Придумать новые предположения.
  • Найти аналогии в области биологии, экономики, фантастики, в молекулярной области.
  • Построить разные модели (математическую, механическую, электронную, гидравлическую и прочие). Модели позволяют выразить идею более точно, нежели аналогии.
  • Рассмотреть возможность применения всевозможных материалов и энергий: твердое тело, жидкости, газы, гель; электрическую, световую, магнитную энергию; волны разного диапазона, поверхностные свойства; различные эффекты (Фарадея, Джоуля–Томсона); разные состояния вещества (лед, пар) и прочее.
  • Найти логические связи, совпадения, варианты, зависимости.
  • Поинтересоваться мнением людей, абсолютно не разбирающихся в исследуемом вопросе.
  • Обсудить исследуемый вопрос в группе. Выслушать предложения каждого участника обсуждения без критики.
  • Применить решения, свойственные разным национальностям: китайская сложность, немецкая точность, американская расточительность, шотландская хитрость и т.д.
  • Постоянно держать проблему при себе: спать с ней, ходить на работу, есть, пить, играть, гулять. Все дела делать с ней.
  • Побывать в местах, стимулирующих творческое мышление: в техническом музее, в магазине старых вещей, на свалке лома и пр. Рассматривать журналы с картинками.
  • Составить таблицы материалов, стоимости, величин. Придумывать новые решения проблемы, комбинации и части решений.
  • Стараться найти лучшее решение и придумывать возможные.
  • Вносить изменения в решение с позиции скорости, размеров, плотности и пр.
  • Мысленно представить внутренне устройство механизма.
  • Отыскать альтернативные проблемы, которые могут убрать из цепи какое-либо звено и увести в сторону от необходимого решения, при этом создав нечто другое.
  • Понять, чья это проблема и почему?
  • Изучить историю исследуемого вопроса. Кто первый изобрел это? Какие неверные определения этой проблемы имеются?
  • Узнать, пытался ли кто-то еще решить эту задачу и что у него получилось?
  • Найти общепринятые ограничения и понять причины, по которым они были установлены.

Примеры практических задач

Изучив предложенные контрольные вопросы, можно попробовать решить с их помощью несколько практических задач. Такие задачи рекомендуют учащимся 11 классов на уроках технологии. Задачи активизируют мыслительные процессы, стимулируя к поиску новых идей.

Задача 1

В проектном институте имеется несгораемый сейф, в котором хранятся чертежи секретных разработок. Инженеры посчитали обыкновенный замок недостаточно надежным и решили изобрести другой. Замок должен обеспечивать целостность сейфа в следующих случаях:

  • если кто-нибудь украдет ключ или снимет с него копию;
  • если будет использоваться самая лучшая отмычка;
  • если секретный код замка забудут или потеряют;
  • если какой-нибудь сотрудник института попытается взять чертежи без ведома руководства.

Нужно предложить идею такого замка.

Задача 2

Многие виды пожарной сигнализации издают громкий звук и световые вспышки, оповещающие об опасности. Однако в производственных цехах с высоким уровнем шума и искрами от сварки звуки могут не услышать, а световые вспышки – не увидеть.

Нужно придумать надежный способ пожарной сигнализации для таких цехов (обесточивать нельзя!).

Применение метода контрольных вопросов хорошо помогает в процессе генерации идей, поиске новых решений, а также подходит для развития и тренировки творческого мышления.

19/12/2016  |  Андрей ЛожниковРазвитие мышления и памяти
Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:



Добавить комментарий

Комментарий будет добавлен после проверки модератором


Subscribe without commenting

Наверх