Этот эффект – один из самых известных, описание которого можно встретить в любом учебнике по психологии. Суть его состоит в том, что человек лучше запоминает те действия, которые прервались в тот момент, когда он еще не успел их закончить. Эффект был назван в честь Блюмы Вульфовны Зейгарник, которая обнаружила его.
Участнику эксперимента было предложено выполнить ряд заданий за определенное время. Рядом с ним находилась Зейгарник, которая специально прерывала выполнение этих заданий под разными предлогами. По окончанию эксперимента количество завершенных и незавершенных заданий было равным. Затем участнику эксперимента необходимо было перечислить те задания, которые он выполнил. И оказалось, что участник запоминал лучше те действия, которые были прерваны. Незавершенные действия запоминаются в 1,9 раз лучше. То есть почти в 2 раза.
Но эффект Зейгарник имеет и свои особенности. Он не наблюдается тогда, когда человек сильно чем то заинтересован, и поэтому он лучше запоминает завершенные действия.
Эффект незавершенного действия несмотря на многочисленные исследования, не имеет окончательного теоретического объяснения.