Жизнь – это эксперимент. И чем больше вы делаете экспериментов, тем лучше.

— Ральф Уолдо Эмерсон – мыслитель и писатель

Необходимость сознательной коммуникации в группах из трех и более человек

Проблема общения двух человек разрешается обычно довольно легко; здесь достаточно проявить интуитивное, неосознанное сотрудничество. Для группы из трех человек (и более) такой механизм уже неработоспособен.

На кафедре экономики факультета психологии (Лестерский университет) недавно было проведено исследование, имевшее своим заданием выяснить, каким образом происходит неосознанное сотрудничество двух человек, проявляющееся в их общении. Ведь известно, что группа из большего числа людей требует осознанной координации внутригрупповых коммуникаций.

Исследование проводилось при наличии финансовой поддержки со стороны Британской академии исследования. Результаты публикуются в журнале  «Cognitive Psychology» («Когнитивная психология») под авторством профессора Эндрю Колмана, доктора Брионии Пулфорд, доктора Дэвида Омтзихта, доктора Али Аль-Новаихи. Ценность их работы обусловлена возможностями понимания и раскрытия сущности интуитивной (неосознанной) кооперации.

В ходе следования был проведен ряд экспериментов в лабораторных условиях, в которых принимали участие группы различного количественного состава. Дальнейшие усилия ученые посвятили разработке математической модели обучения интуитивной кооперации. Эксперименты проводились по следующей схеме. Каждый участник нажимал одну из двух на выбор клавиш компьютерной клавиатуры и либо выигрывал, либо проигрывал некую сумму наличности. Исход зависел от того, какую (ту же самую или другую) клавишу выбрал партнер, находящийся по соседству. Но никому из участников этот принцип игры был неизвестен. После многих повторений таких розыгрышей выигрыши участников стали превосходить проигрыши, но только в группах, состоящих не более чем из двух человек. Для групп из трех человек и более результаты статистических испытаний оставались неизменными.

Вот объяснения этого факта от профессора Колмана. Он предлагает обратиться к простому иллюстративному примеру. Ежедневно с утра Альфред принимает решение: что из еды дать сыну в школу – сырные палочки или изюм. Элизабет в это время пытается сделать выбор в пользу попкорна или арахиса для дочери. Дети, будучи приятелями, разумеется, делятся, обмениваются едой в школе, хотя это и тайна для их родителей. Сын Альфреда страдает аллергией на арахис; каждый раз, перекусив в школе, он испытывает дискомфорт. В то же время у дочери Элизабет аллергия на сыр; и она также после еды чувствует себя аналогично. Таким образом, несмотря на то, что каждый из родителей выбирает безопасный для собственного ребенка продукт, в любом случае оказывается, что одна из альтернатив неблагоприятна для другого ребенка.

То есть, выбор Альфреда и Элизабет оказывает взаимное влияние на жизнь каждого из них. В подобной ситуации двое могут прийти к неосознанному, интуитивному «договору», который вполне удовлетворит обе стороны; участие в подобном сценарии третьей стороны интуитивный «договор» мгновенно нарушает. Присутствие третьего, даже при самых лучших отношениях двоих, требует выработки правил коммуникаций.

Два деловых партнера, супружеская пара до известной степени успешно могут пользоваться механизмами интуитивного взаимодействия, а вот группам из трех человек и более в обязательном порядке требуются планирование и осознанные коммуникации. Для их обеспечения необходимы особые механизмы.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Похожие записи:


Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:

Добавить комментарий

* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Наверх