Большинство наших отложенных дел часто переходит в разряд заброшенных, а если мы и заканчиваем с ними, то это стоит нам огромных затраченных усилий. Мы встаем на борьбу с ленью и часами можем делать то, на что можно было бы потратить несколько минут. Что же стоит за всем этим?
Когда перед нами встает новая задача, с ней можно поступить по-разному:
1. Сделать сразу. Если выполнение поставленной задачи требует минимум времени и все необходимое у вас под рукой, рациональнее решить ее сразу, не занося в список дел;
2. Запланировать на определенное время. При этом, когда настает время «Х», на которое назначено определенное дело, надо сразу сделать это дело. Только веские обстоятельства могут дать отсрочку на выполнение. Но если вы отложили еще раз не выполненную в срок задачу, то приступить к ней потом уже будет сложнее. Это как с диетой или желанием бросить курить: начну с завтрашнего дня, потом – с понедельника, с первого числа месяца, а там уж и до 1 января недалеко;
3. Поручить дело другому человеку. Тут надо иметь в виду, что если человек не решит эту задачу вовремя (или вообще не справится с ней), то вам все равно придется ее решать. Только она уже перейдет в разряд отложенных и будет труднее решаться. Если есть сомнения с тем, справится доверенное лицо или нет, лучше не перекладывать дело, а браться за него самостоятельно;
4. Отбросить в сторону. Если задача лишена актуальности (к примеру, перезвонить надоедливой соседке, чтобы просто поболтать), ее можно смело удалить из списка дел.
Когда мы планируем дело на определенный срок, почему-то чаще всего оно откладывается на неопределенный срок. Почему?
Наше сознание способно путаться во времени. Только что наступившие обстоятельства, сознание может расценить как уже произошедшие. А на те обстоятельства, которые уже свершились, среагировать как на происходящие в этот момент. Наше сознание не совсем четко осознает, что есть настоящее и зачастую переключается с прошлого на будущее.
К примеру, если мы вымыли посуду за 10 минут, то сознание воспримет это дело как длящееся 10 минут. А если мы, помыв две тарелки, отвлеклись и вернулись к раковине через 2 часа и за 10 минут домыли оставшуюся посуду, то сознание воспримет, что на мытье посуды уходит 2 часа 10 минут. Но мало кто любит решать задачи, требующие много времени, поэтому они постоянно откладываются. А чем больше мы их откладываем, тем меньше нам хочется их выполнять.
Если минутное дело неоднократно переносить, то в конечном итоге оно превратится в тяжкую ношу. Не стоит откладывать свои дела, ведь они могут так и остаться незаконченными.
Успех в борьбе с откладыванием дел в некоторой степени зависит и от ритуала, с которым вы эти дела записываете, в том числе от качества используемых блокнота и ручки. Перьевые ручки оптом – это признак престижа и оригинальности. Записанные такой ручкой дела в меньшей степени будут становиться жертвой прокрастинации.