Относитесь к ошибкам других также мягко, как к своим собственным.

— Китайская пословица

Хрустальные черепа

Давно хотел почитать что-нибудь про хрустальные черепа, найденные в центральной Америке. Когда видишь фотографии этих артефактов, они просто впечатляют. Хотя, возможно, эффект достигается в первую очередь за счет грамотной фотосъемки и правильного освещения, что для такого материала как горный хрусталь (прозрачный кварц) очень важно.

Черепа дали материал для нескольких довольно популярных кинофильмов. А, кроме того, они являются популярной темой всяческих ресурсов, посвященных мистике.

Для меня были интересны версии их происхождения. Твердость кварца по шкале Мооса равна 7. Кварц тверже, чем гранит, и не царапается даже стальным ножом. Для его обработки, тем более высококачественной обработки, нужны развитые технологии.

Их называют хрустальными черепами Майя, но действительно ли такое могли изготовить индейцы, не обладавшие развитыми технологиями. То есть это была бы загадка, похожая на египетские пирамиды. Или это все же мистификация и фальшивка.

99% материалов в сети говорят о мистическом происхождении черепов и их загадочных свойствах. Однако можно найти и результаты их официальных обследований самыми современными способами и выводы ученых.

Заключение простое. Это фальшивка, причем достаточно хорошо спланированная и масштабная, поскольку черепов было изготовлено и продано много.

Странно, что людей интересует в первую очередь мистика, а не правда. Потому-что в таком случае вы не обнаружили бы, набрав в поиске google фразу «хрустальный череп Майя», более 24 тысяч страниц на эту тему. Теперь там появится еще одна на этом сайте 🙂

«Находки» черепов происходили в 19-20 веках по большой части в центральной Америке. Слово находки в кавычках, поскольку никаких следов принятого у археологов документирования находок, не существует. Как правило, артефакты появлялись уже у дилеров.

Черепа для удобства рассмотрения можно разделить на три вида: 1. череп Митчелл-Хеджеса, находящийся в частной коллекции и являющийся наиболее известным и лучшим по качеству исполнения; 2. черепа, находящиеся в коллекциях Британского Музея и Смитсоновского Института, которые также как и первый отличаются высоким качеством исполнения; 3 множество других хрустальных “черепов Майя”, уступающие черепам из первых двух групп по всех отношениях.

Хрустальный череп Митчелл-Хеджеса

Хрустальный череп Митчелл-Хеджеса

Хрустальный череп Митчелл-Хеджеса

Появление хрустального черепа, обозначенного у нас под номером 1, связано с именем английского путешественника и искателя приключений Альберта Митчелл-Хеджеса.

Между прочим, есть интересные, не относящиеся к черепу факты про этого человека. В своей автобиографии, опубликованной в 1954 году, Митчелл-Хеджес писал, что в 1917 году делил в Нью-Йорке жилье с русским журналистом Бронштейном. Спустя 2 года британская разведслужба информировала его, что это был большевик Лев Троцкий и просила поехать в Россию следить за Троцким, который к тому времени стал очень влиятельным революционером. Со слов Митчелл-Хеджеса он отклонил это предложение. Неизвестно, насколько можно доверять словам этого человека, принимая во внимание его репутацию авантюриста и мистификатора.

Скорее всего, именно Альберт стал прототипом киногероя Индианы Джонса.

Согласно легенде череп был найден в 1927 году на территории современного Белиза (Центральная Америка) приемной дочерью Анной. Это якобы произошло при исследовании развалин одного из древних городов Майя. Череп изготовлен  в натуральную величину из горного хрусталя.

По качеству исполнения представляет собой выдающее произведение, что видно по фотографиям. Изготовлен из цельного кристалла и соответствуют анатомическому строению человеческого черепа. Нижняя челюсть является отдельным фрагментом.

Череп оставался во владении Анны до самой ее смерти в 2007 году. Анна периодически экспонировала его, сообщая публике истории об его мистической силе и происхождении. После ее смерти череп достался ее мужу Биллу Хоманну.

В 1970-е годы было проведено обследование в лаборатории Хьюллет-Паккард. Оно было очень узким и исследовало некоторые свойства кристалла. Вопросы способа изготовления и возраста артефакта не изучались. При жизни Анна отвергала предложения провести более глубокое обследование черепа.

Сам Митчелл-Хеджес впервые упомянул о черепе в своей автобиографии (1954 год). Про то, что череп нашла Анна, он не упоминает вообще. Вместо этого у него есть следующее: «У меня есть причины не раскрывать то, как он перешел в мое владение».

В архивах какого-то из музеев есть такая информация о первом упоминании о черепе. Впервые артефакт появился на аукционе Сотбис в 1943 году. Продавец – антиквар Сидни Берни, покупатель –  Митчелл-Хеджес. Позднее он объяснял эту историю таким образом, что брал в долг у Берни под залог черепа, а потом выкупил его на аукционе.

Хрустальные черепа Британского Музея и Смитсоновского института

Эти черепа также крупные по размерам и хорошего качества, как и череп Митчелл-Хеджеса. Но музеи провели достаточно глубокое обследование своих экспонатов. Ниже приводится перевод результатов исследования, произведенного в 2008 году и опубликованного на сайте Британского Музея. Он неполный. Полный продается за деньги. Однако в интернет можно найти описание и полного отчета. По сути он дополняет краткий отчет и углубляет выводы о том, что черепа созданы относительно недавно, с использованием машинной обработки. В том числе приводится тот факт, что на их поверхности обнаружены следы карбида кремния, использующегося как абразив при шлифовке, и изобретенного только в 1893 году.

Исследование двух больших хрустальных черепов из коллекции Британского Музея и Смитсоновского Института

Источник – http://www.britishmuseum.org/…

Череп Британского Музея

Хрустальный череп Британского Музея

Хрустальный череп Британского Музея

Находящийся в коллекции Британского Музея череп в натуральную величину вырезан из единого куска горного хрусталя (прозрачная бесцветная разновидность кварца). Согласно записям музея, череп был приобретен в 1897 у компании Тиффани и К. в Нью-Йорке, через г-на Джорджа Фредерика Канза. В одной из своих многочисленных публикаций Канз заявлял, что череп был привезен из Мексики испанским офицером до французской оккупации. Он был продан английскому коллекционеру, а после его смерти приобретен Эженом Бобаном, французским дилером антиквариата. Затем череп стал собственностью Тиффани и К.

Человеческие черепа и изображения черепов было известной особенностью искусства Ацтеков в Мексике во времена первых контактов с испанцами, которые начались в 1519 году. Черепа вырезались из камня Ацтеками, Миштеками (древний месоамериканский народ, в 1455 были подчинены ацтеками) и даже представителями Майя. Однако они обычно вырезались из базальта или известняка и использовались как архитектурные элементы.

Подлинность черепов, сделанных из кристалла кварца, скоро стала подвергаться сомнению. Хотя считалось, что некоторые из них являются примерами колониального мексиканского искусства, которые возможно использовались в церквях как основания для распятий, они могли быть подделками, большое количество которых было произведено в течение второй половины девятнадцатого века, когда интерес к древним артефактам из Мексики был на высоком уровне, как в США, так и в Европе.

Некоторые из этих предметов нашли свой путь в музейные и частные коллекции. Ученые из Британского Музея исследовали свой экспонат несколько раз между 1950 и 1990 годами. Наблюдения, сделанные с помощью бинокулярного микроскопа, дают основания сделать выводы, что методы резьбы были, вероятно, нетипичны для доколумбовых времен. Кроме того, горный хрусталь, использовавшийся для черепа, происходит из Бразилии – области, находящейся далеко за пределами торговых путей древней Мексики.

Череп Смитсоновского Института

Хрустальный череп Смитсоновского Института

Хрустальный череп Смитсоновского Института

Становится известным, особенно в последние десятилетия, все большее количество больших и маленьких кварцевых черепов. Ни об одном из них не существует никаких хорошо задокументированных отчетов официальных археологических раскопок. В 1992 году, спустя почти столетие после того, как череп был приобретен Британским Музеем, очень крупный белый (или молочный) кварцевый череп, полый внутри, прислали анонимно в Смитсоновский Институт (Вашингтон, округ Колумбия). В сопровождающей череп записке было сказало, что предмет был куплен в Мехико в 1960 году. Резьба, также как и в случае с черепом Британского Музея, является стилистически отличающейся при сравнении с древними мезоамериканскими описаниями. Например, на обоих черепах, ровная линейность элементов, представляющих зубы, контрастирует с более детальным исполнением зубов на доколумбовых артефактах. Появление черепа из белого кварца привело к исследованию архивных документов, касавшихся истории приобретения нескольких черепов в музейные коллекции. Стало очевидно, что дилер Эжен Бобан, у которого приобрел череп Британский Музей, был ранее также вовлечен в продажу трех других черепов из горного хрусталя.

Совместное исследование

В 1996 году была начата совместная программа исследований подлинности. В программе участвовали Британский Музей, Смитсоновский институт, а также Кингстонский университет Лондона. Маленькие черепа, вырезанные из горного хрусталя, возможно, привлекали меньше внимания общественности, чем крупные. Таким образом, исследования были сосредоточены на происхождении больших черепов, находящихся в двух национальных музеях. Поскольку существующие методы не позволяют установить точную датировку каменных объектов, цель проекта состояла в том, чтобы ответить на три вопроса. Как черепа были вырезаны? Откуда берет происхождение кварц? Что известно об истории черепов?

Для исследования черепов использовался подход, развитый в течение 1990-ых Британским Музеем. Он обычно позволяет идентифицировать использованные при резьбе инструменты и методы, чьи следы остаются на твердых каменных объектах. На чрезвычайно отполированных поверхностях исследуемых черепов были обнаружены слабые следы инструментов. Они были изучены под обычным и под электронным микроскопом. Было произведено их сравнение со следами инструментов, оставшимися на нескольких предметах из горного хрусталя, найденных в ходе хорошо задокументированных раскопок в Мехико и Оахаке. Отличительные особенности, обнаруженные на обоих черепах, свидетельствуют о том, что они, главным образом, созданы с использованием вращающихся дисков с применением очень твердых абразивов. Эти особенности контрастировали с доколумбовыми артефактами, вырезанными инструментами, используемыми вручную. Использование вращающихся инструментов было неизвестно в Мексике до появления испанцев в 1519 г.

Белый кварц, используемый для черепа Смитсоновского института, представляется довольно обычным, но большой прозрачный кристалл кварца, использованный для черепа Британского Музея, должен быть получен из особого источника. Включения в кварц могут указать на геологические условия, при которых сформировался кристалл. Анализ включений в кварц показывает, что он был получен в 19-ом веке на территории Бразилии или Мадагаскара.

Прочие хрустальные черепа

Существует еще довольно много “черепов Майя”, выполненных из кварца. Они разных размеров и качества исполнения, в основном уступающие по характеристикам тем, что уже описаны здесь. Несмотря на их количество, не существует никаких документально зафиксированных фактов обнаружения их при каких-либо раскопках. Какого-либо особого внимания они не заслуживают.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Похожие записи:


Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления сайта через RSS ленту или получайте обновления по электронной почте:

Комментарии: 2

  1. chening — 26/08/2011 - 04:36

    13 cherepov! 5 iz nih v chastnih kollekciah, 3 v myzeah, eshe 5 razbrosani po svety!, I gde?,mozhet v bermydah, v okeanah pokritie l’dami, v jungliah?!!! Lish tot kto bydet y altaria, dolzhen bydet sdelat’ vibor, ostavliut’ mir takim ili…Gonka nachalas’!,za vesla

  2. Имя — 14/04/2015 - 19:33

    Все вранье!Существуют основания что показывают подделки.Настоящие артефакты никогда не станут достоянием общественности.Тем не менее они существуют и работают.

Добавить комментарий

* Нажимая на кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Наверх